Елизавета Мамонтова: актриса, прошедшая войну

Главная 
Актёрские портреты 
Елизавета Мамонтова: актриса, прошедшая войну
Елизавета Мамонтова: актриса, прошедшая войну

Жизнь и Творчество заслуженной артистки РСФСР Е.Н. Мамонтовой

(К 100-летию со дня рождения актрисы)

Желанный гость всех собраний

Желание написать о заслуженной артистке России Елизавете Николаевне Мамонтовой возникло у меня сразу, с первого нашего с ней знакомства на одном из мероприятий, проводимых объединением женщин-медиков, ветеранов Великой Отечественной войны. Они очень любили Елизавету Николаевну. И она всегда была желанным гостем всех их собраний. Ещё тогда я обратила внимание, что известная тамбовская актриса отнюдь не была «свадебным генералом» на подобных мероприятиях. Она старалась не выступать, держалась очень скромно, можно сказать «в тени». Но в то же время ей было приятно находиться среди женщин, так же, как и она, прошедших войну и перенесших все нелёгкие для женских плеч её тяготы. Помню, мы сидели в первую встречу рядом и как-то невольно разговорились. То, что сразу располагало к Елизавете Николаевне – это полное отсутствие актёрского позёрства, напускного кокетства, каким, порой, грешат творческие натуры. Она говорила просто, а иной раз даже резковато, давала объективные оценки. Наши взгляды во многом сошлись. Нет, мы не стали близкими друзьями. Но с тех пор на каких бы культурных мероприятиях нашего города не встречались, садились вместе и много беседовали. Я постоянно высказывала мысль о написании очерка, но Елизавета Николаевна всегда отмахивалась, мол, успеем.

Мамонтова не любила рассказывать о себе. По отношению к своей персоне она была очень сдержана. И в то же время Елизавета Николаевна оказывалась чрезвычайно активна, если дело касалось общественной работы. Порой казалось, что она задействована во всех обществах, которые существуют в Тамбове. Её приглашали на различные мероприятия общество «Знание», общество книголюбов, всевозможные объединения ветеранов войны и труда и так далее.

Бойцовский характер

Но, наверное, наибольшую активность Мамонтова проявляла во всём, что было связано с природой Тамбовщины. Звание общественного инспектора охраны природы она носила не просто так. Помню, как актриса болела душой за парк по улице Пионерской, над которым нависла угроза уничтожения в связи с расширяющимся домостроением! Этот природный уголок, любимый всеми жителями южной части города, необходимо было спасти от вырубки. И Елизавета Николаевна смело шла «в бой» за каждое дерево. Тут она действовала во всю мощь своего бойцовского характера. Возможно, эти события и сказались на её здоровье? При нашей последней встрече она не могла больше ни о чем говорить, как о недопустимости уничтожения зелёных уголков и парков ради постройки домов на престижных землях южного района города. Какой болью и горечью были наполнены слова о непробиваемости чиновников. Неукротимая натура Елизаветы Николаевны не могла смириться с несправедливостью. А стойкости ей было не занимать.

Начало пути

Родилась актриса в 1923 году в столице Грузии Тбилиси, куда её родителей – Николая Васильевича и Стефаниду Семёновну Самуйленко – занесла судьба. Родом они были из Белоруссии. Дед Лизы имел крепкое хозяйство в одном из белорусских сёл. Но начавшаяся коллективизация вынудила его бросить всё и с одной Библией в руках бежать к сыну в Тбилиси. Детство Лизы с самого начала было несладким. Отец работал слесарем на железнодорожном заводе, мать подрабатывала прачкой. А в шесть лет Лиза осталась без матери. Отец по-своему любил дочку, но воспитанием особо не занимался.

Воспитывал Лизу двор. В Тбилиси в те годы сплочённость соседей по двору была невероятной. Жили худо, бедно, но всегда выручали друг друга чем могли. Свадьбы играли вместе и провожали в последний путь сообща, беря потом на себя заботу об оставшихся сиротах. Все дети были как бы «общими». Поэтому маленькая Лиза всегда оказывалась как-никак, но накормленной и одетой. Ребёнком Лиза была самостоятельным, способным и школу закончила хорошо. Получив аттестат, Елизавета решила поступать на филологический факультет Тбилисского университета. Уже и документы туда сдала, как однажды случайно на улице наткнулась на объявление, что театральная студия при Тбилисском драмтеатре им. А. Грибоедова набирает студентов.

Театр и война

Лиза всегда была активисткой, и, естественно, художественная самодеятельность в школе без неё не обходилась. Желание стать артисткой жило где-то в глубине души девушки. И при виде объявления оно пересилило все остальные помыслы Лиза забрала документы из университета и поступила на курс Георгия Товстоногова, будущего гениального главного режиссёра ленинградского БДТ. А через год началась Великая Отечественная война. Занятия в студии продолжались, но в прифронтовой полосе жилось крайне трудно, скудно и голодно. Поэтому у Лизы нередко случались даже голодные обмороки.

В связи с тяжёлым положением на южном направлении фронта в 1942 году был объявлен набор добровольцев. Лиза кинулась в военкомат. Поглядев на щупленькую слабенькую девушку, её не особенно-то поспешили взять в армию. Тогда, узнав о курсах военных водителей, Елизавета записалась на них. Правда, и тут всё чуть не сорвалось, так как медкомиссию по зрению она не прошла. Только настырные слёзные уговоры врача возымели действо. Он-таки подписал справку. На курсах же инструктора удивлялись ловкости и быстрому пониманию всех технических тонкостей этой шустрой девчонкой.

А тут ещё она не ломалась, а активно включилась в армейскую художественную самодеятельность. Но когда дело дошло до распределения, то начальник Кавказской дивизии зенитчиков не рискнул посадить эту малявку, хотя и с отличными оценками, за руль своего автомобиля. Но и отдавать такой ценный кадр по части художественной самодеятельности (многие подразделения мечтали заполучить из-за этого Лизу) ему не хотелось. Вот и была Елизавета определена связисткой в 345-й полк зенитной артиллерии.

В 1945 году, за месяц до окончания войны, полк перебросили на Дальний Восток. К тому времени на груди Лизы уже красовалась медаль «За оборону Кавказа». Война с Японией подходила к концу, и командир, видя, как девушка тяжело переносит дальневосточный климат, решил пойти на хитрость. Он с пакетом отправил её в Тбилиси, где Елизавету сразу же демобилизовали, наградив медалью «За победу над Германией» (а затем в 1986 году Мамонтову отыскал и орден Отечественной войны).

И вновь театральные подмостки

Война закончилась, и надо было определяться. Девушка решила вернуться в театральную студию. Она попала на второй курс, который вёл народный артист СССР Димитрий Алексидзе. С отличием закончив обучение, Елизавета Мамонтова поступила в Театр юного зрителя. Параллельно она работала в Грузинской филармонии чтицей. Достойных ролей в театре давали мало, и молодая актриса чувствовала себя невостребованной. A тут ещё начались конфликты с мужем. Офицер Юрий Мамонтов мечтал, чтобы жена сидела дома, а не выступала на сцене. Елизавета же жаждала ролей и не представляла себя без сцены. Развод в 1950 году с Юрием стал неизбежен.

Мамонтова решает себя попробовать в другом театре. Поэтому она едет в Москву на актёрскую ежегодную биржу. Здесь её познакомили с известным режиссёром Владимиром Галицким из Тамбовского драмтеатра. Именно Галицкий поднял этот театр на должную высоту, собрал сильную труппу. Владимир Александрович очень любил молодёжь и всегда ездил на биржу присматривать новые кадры. Он и пригласил Елизавету Мамонтову в Тамбов.

Тамбовская премьера

Приехав холодной осенью в город, актриса была ошарашена его видом, который не шёл в сравнение с солнечным Тбилиси. Сидя в комнате, которую ей предоставили, она думала, где взять денег на обратный билет. Режиссёр Галицкий понял настроение молодой женщины. И он повёл показывать ей свой город, Набережную. В театре режиссёр ввёл её тут же в массовку «Анны Карениной», а затем дал главную роль в китайской легенде «Пролитая чаша». Галицкий настолько загрузил Мамонтову работой, что она и забыла думать об отъезде. Тамбовский драмтеатр тогда ставил по 12-13 спектаклей за сезон. Богатый репертуар с хорошей драматургией, дружная труппа, одержимый режиссёр. Жилось Елизавете интересно. А тут ещё в 1953 году приехал работать в театр из Оренбурга актёр Михаил Жуковский.

Михаил Жуковский

Родители Михаила осели во Владикавказе. Оттуда юноша после школы уехал поступать в Ленинградский медицинский институт. Но отучился он только два года, и его забрали в армию. Оставалось два месяца до демобилизации, когда началась война. И Михаил в тяжёлой артиллерии прослужил до 1945 года, закончив войну в Праге. В армии Михаила задействовали в художественной самодеятельности. Во время концертов он был занят чуть ли не во всех номерах. Акробатика, клоунада, вокал, драматическое чтение – во всём он блистал так, что однополчане восхищённо восклицали: «Тебе надо быть артистом!» Поэтому после войны Михаил не вернулся в медицинский, а поступил в театральный институт, по окончании которого сначала работал в Ереване, а потом в Оренбургском драмтеатре.

Тамбов по началу произвёл на Михаила такое же удручающее впечатление, как и на Мамонтову. Но и тут помог Галицкий, найдя для актёра интересные роли. Да к тому же, и Елизавета с первых дней приглянулась Михаилу. Было много общего в их характерах, взглядах на жизнь. Весной 1954 года они поженились. А летом вместе с театром поехали на гастроли в Москву. Все спектакли шли при аншлаге в театре им. Ермоловой. Особенно москвичам понравилась постановка «Печать доверия» Н. Архангельского. Михаил и Елизавета были молоды, мобильны, им хотелось посмотреть Советский Союз. Поэтому после московских гастролей они приняли предложение театра из Нижнего Тагила.

Актёрские маршруты

Началась кочевая актёрская жизнь. В Нижнем Тагиле вместо театра оказался Клуб железнодорожников, а на спектакли со зрителями приходили и местные крысы. Следующий сезон актёры уже работали в Липецке. Затем была Уфа, Челябинск. В Ашхабад переманил Жуковского бывший липецкий режиссёр, предоставив Михаилу возможность ставить спектакли. А Жуковскому очень хотелось ставить пьесы, в которых главные роли играла бы Елизавета Николаевна. Но после Сибири жаркий климат Ашхабада, а потом и Кустаная, актёры переносили тяжело. Во время летнего отдыха в Сочи Елизавета Николаевна встретила Галицкого, и тот снова позвал в Тамбовский театр. Воспоминания о Тамбове были хорошими. Да к тому же начали формироваться уже стабильные театральные труппы, и контрактная система уже заканчивала своё существование. Поэтому Жуковский и Мамонтова откликнулись на предложение Галицкого и вернулись в город.

Неукротимый характер актрисы и ветерана Великой Отечественной Войны

К 75-летию Великой Победы

Горение и на сцене, и в жизни были в характере актрисы Елизаветы Мамонтовой. В последний год жизни она готовила бенефисный спектакль «Дорогая Памела» Джона Патрика. Пьеса острая, драматургически хорошо выстроенная и до сих пор чрезвычайно актуальная. Думается, что прозвучала бы она очень свежо. А Елизавета Мамонтова, непременно, блеснула бы в роли Памелы. Роль, как говорят, была на неё. И по духу, и по характеру. Но не случилось. Начало двухтысячных для театра оказалось непростым, да к тому же шёл капитальный ремонт. И замысел оказался неосуществлённым. А в декабре 2001 года Елизаветы Николаевны Мамонтовой не стало.

Уже навсегда

Из пятидесяти лет на сцене Елизавета Николаевна Мамонтова 38 лет отдала Тамбовскому театру. Актриса сыграла около 150 ролей, и 100 из них были центральными. Тамбовские театралы всегда ходили «на Мамонтову», потому что знали, какой бы не была постановка – удачной или не удачной – актриса сыграет свою роль мощно, ярко, интересно. Старожилы помнят её великолепные работы в «Варшавской мелодии», «Коварстве и любви», «Иркутской истории», «Зое», «Двадцать лет спустя», «Далях неоглядных», «Одной ночи», «Пигмалионе», «Без вины виноватых», «Донне Люции».

В конце 80-х – начале 90-х актрисе удавалось играть уже нечасто. Но каждая роль заслуженной артистки РСФСР Елизаветы Мамонтовой – бабушка из спектакля «Деревья умирают стоя», балерина Песочинская из «Ретро» и другие – были незабываемы. До последних дней Елизавета Николаевна не отходила и от общественной работы. Многие помнят её как активного члена правления ВТО и председателя профкома. Да и большое количество грамот за четыре десятилетия подтверждает её постоянное участие в общественной и шефской работе. Но никакие бумаги не передадут того чувства великой благодарности, которая осталась в сердцах тех людей, кто знал или видел артистку на сцене. Для них Елизавета Мамонтова всегда останется замечательной Актрисой и Женщиной.

Маргарита МАТЮШИНА.

Статья опубликована в газете «Тамбовская жизнь» 1 мая 2020 года.

Незнакомец. Прудкова-Е.Мамонтова, Башмаков-М.Жуковский
Незнакомец. Прудкова-Е.Мамонтова, Башмаков-М.Жуковский
Без вины виноватые. Коринкина - Е. Мамонтова
Без вины виноватые. Коринкина - Е. Мамонтова
Немой рыцарь. Селия- Е.Мамонтова, Петер-Фурман
Немой рыцарь. Селия- Е.Мамонтова, Петер-Фурман
Ты-это я. Шушакова-Е.Мамонтова, Пагасюк- Д.Дульский
Ты-это я. Шушакова-Е.Мамонтова, Пагасюк- Д.Дульский