На-та-ли

Главная 
Актёрские портреты 
На-та-ли
На-та-ли

Елена КОЖЕВНИКОВА,,
театровед

О наших судьбах нет ещё и речи…

Нас дома ждёт парное молоко,

И бабочки садятся нам на плечи,

И ласточки летают высоко.

Арсений Тарковский

Актриса Тамбовского государственного драматического театра Наталья Ивановна Ковылина-Антипова отметила 60-летие. Кто бы мог подумать, глядя на эту статную, доброжелательную, преисполненную профессионального достоинства женщину! За сорок лет работы в театре (сначала в Ростове, потом в Тамбове) она многому научилась сама и многое сумела передать другим. И прежде всего – умение быть творцом в своей жизни. Которая, как известно, не заканчивается спектаклями и ролями. Она выросла в многодетной семье и была младшей, четвертой дочерью. Её детство, наполненное любовью и заботой родителей, дало ей прочную защиту в жизненных испытаниях, которые всегда начинаются за порогом отчего дома. После окончания восьмого класса она уехала из Армавира – города детства – в Ростов. Учиться на актрису. Дома не очень верили в благополучный исход. Тем более, что Наташа мечтала о профессии следователя. Но она поступила в Ростовское училище искусств на театральное отделение. А было ей пятнадцать лет. И она была счастлива! Несмотря на съемные комнаты и прочие житейские неудобства.

«Гостиница «Астория». Коновалов – В. Степанов, Линда – Н. Антипова
«Гостиница «Астория». Коновалов – В. Степанов, Линда – Н. Антипова

Единственное, что доставляло беспокойство, – «боязнь» большого города. На третьем курсе Наташа уже играла в спектаклях ТЮЗа. Сначала эпизодические роли, а потом пришла и главная роль в спектакле «Московские каникулы» по пьесе А. Кузнецова. Её партнером был известный ныне актёр и режиссёр Николай Чиндяйкин. В студенческом репертуаре начинающей актрисы числились и Ф. Шиллер («Коварство и любовь»), и А. Вампилов («Свидание в предместье»). Такие пьесы помогали в освоении профессии. Тем более что Наташу всегда интересовали психологические нюансы в характерах людей, мотивация их поступков. И надо полагать, что выпускница театрального отделения была одной из лучших студенток. Это подтвердилось на выпускных экзаменах, где присутствовали педагоги из столицы. Они-то и предложили Наташе Антиповой продолжить обучение в Московском театральном училище им. Б. Щукина. И она снова была неимоверно счастлива! Но в Москве психологическая проблема «боязни» большого города вновь заявила о себе. И тогда Наташа приняла приглашение Ростовского драматического театра им. Горького. Красивая, стройная, молодая актриса успешно осваивала профессию. Но стечение обстоятельств, которое можно было бы назвать судьбой, привело её в Тамбов. Здесь она почувствовала себя комфортнее. И город меньше, и театр уютнее. Её первой, значимой для Тамбовской области работой была роль Зои Космодемьянской. Девушка-легенда, памятник которой украшает город, была рождена на этой земле. Надо ли говорить, какая большая ответственность легла на плечи актрисы! «Я перечитала всё, что написано о Зое. Но почувствовать её сердцем мне помогла книга «Повесть о Зое и Шуре». И я до сих пор храню в душе тот свет и ту любовь, которые ощущаются в воспоминаниях её матери. Да, это мне действительно помогло! Спектакль имел успех и долго был в репертуаре. Но давать оценку собственной работе мне не пристало. А вот что запомнилось. Однажды приехали на спектакль земляки Космодемьянской и, увидев мои фотографии в роли Зои, очень удивились: "Где вы нашли эти фотографии?" Они были уверены, что это – их Зоя», – вспоминает актриса.

Публика высоко оценила работу Антиповой, где романтическая приподнятость образа усиливалась глубоким внутренним драматизмом. Эмоциональная открытость актрисы, её искренность рождали чувство сопричастности судьбе героини. Лирическое дарование Натальи нашло своё развитие в ролях последующего репертуара. Гордая аристократка Олимпия, полюбившая человека низшего сословия, из одноименной драмы Ф. Мольнара, беззащитная в своей наивности Валентина в спектакле по пьесе Л. Разумовской «Двое под одной крышей», доверчивая и ершистая Нина в спектакле «Свидание в предместье» по пьесе А. Вампилова «Старший сын», мятущаяся в поисках родственной души и понимания Инна в спектакле по пьесе Г. Полонского «Репетитор».

«Дети Ванюшина». Авдотья – Н. Антипова
«Дети Ванюшина». Авдотья – Н. Антипова

Работая в традициях русской классической школы, Наталья постигала амплуа характерной актрисы. Её природная склонность к подробной разработке характера персонажа очень пригодилась в создании ролей классической и современной драматургии. Так рождался индивидуальный творческий почерк актрисы, напрямую связанный с личностью Натальи, которая никогда никому не завидовала, не устраивала истерик по поводу роли, не считала себя «примой». Её героинями становятся не только женщины прошлых времён, но и наши современницы, для которых любовь, доброта, оптимизм, присутствие духа – определяющие качества. Такими предстают Валентина из «Прибайкальской кадрили» по пьесе В. Гуркина и Надежда из спектакля «Незамужняя женщина» Л. Корсунского. Воплощая на сцене своих героинь, Наталья тонко чувствует самую суть образов, наделяя их при этом чертами собственного характера, что делает их жизненно–убедительными и запоминающимися. Что касается классики, то драматургия А.Н. Островского, на мой взгляд, самая благодатная почва для совершенствования мастерства Ковылиной-Антиповой. Она по своей природе – актриса бесстрашная, для которой азарт игры важнее внешней привлекательности образа. Её Устинья Наумовна из спектакля «Свои люди – сочтемся» – авантюристка по природе, азартна и артистична. Став соучастницей обмана, Устинья Наумовна попадает в собственные сети. Но при этом она умеет держать удар и ждать случая ответить. В спектакле «Блажь», поставленном к юбилею актрисы, Наталья Ивановна ещё раз продемонстрировала отличную профессиональную форму. Её Прасковья Антоновна – дама здравомыслящая. Она, конечно, может выслушать других, но в то же время остается при своих убеждениях. Но в том-то и дело, что актриса, играя со своим персонажем, исподволь готовит нас к неожиданному повороту событий. Её героиня, не лишённая чувства сострадания к близким людям, готова прийти на помощь. Только для этого ей нужно сыграть другую роль, стать чуточку нежнее и ласковее с человеком, которого презирает. Прасковья Антоновна, сразу видно, немного боится осуществить задуманное, но тем не менее добивается намеченной цели. В игре актрисы присутствует очень важное на сцене чувство такта. Она не «педалирует» текст, не заигрывает с публикой, не стремится понравиться любой ценой. Наталья Ивановна растворена в партнере и в происходящих событиях. А это, как известно, закон актёрской профессии. После спектакля зрители долго не отпускали юбиляршу со сцены, а поздравление директора театра и коллег-артистов прозвучало объяснением в любви и восхищением игрой актрисы!

«Красавец-мужчина». Сосипатра Семёновна – Н. Антипова
«Красавец-мужчина». Сосипатра Семёновна – Н. Антипова

В беседе с Натальей Ивановной задаю ей традиционный вопрос: «Какая роль самая любимая, что оставила неизгладимый след за столь долгий путь служения театру?» Она понимающе улыбается и говорит: «У актёров такое бывает, что однажды сыгранная роль определяет дальнейшую судьбу. Но я не могу выделить какую-либо одну роль. Все они – любимые! Все выношенные, выстраданные, как дети. Мне очень нравится сам процесс работы над ролью, поиск неожиданных внутренних переходов, парадоксальной формы воплощения содержания. В поэзии этот принцип наглядно проявлен».

– «Да, но там единицы измерения – слово, ритм, рифма. А в театре – постоянно обновляющаяся жизнь человеческого духа. И она может «транслироваться» через молчание, пластику, мизансцену... Хотя, конечно, и поэзия, и проза – древние прародители драмы».

– «Да. Я это непосредственно ощутила, когда работала со студентками педагогического училища. По стихам Марины Цветаевой была поставлена поэтическая композиция. И вот что интересно. Девочки, которые участвовали в ней, очень изменились, даже внешне...»

– «Вы открыли для них другой мир. Они почувствовали его так сильно, что не могли уже быть прежними. Гордитесь, что это случилось?»

– «Что вы! Это все моя любимая Цветаева сделала. Я только помогла. А что касается предмета гордости, то это – мой сын. Он добрый, отзывчивый человек. Работящий. Полностью содержит семью: у него двое детей. Да-да, я – бабушка, обожающая своих внуков. А мой муж – просто подарок судьбы!..»

– «Вы познакомились в театре?»

– «Нет-нет. Мы познакомились на стадионе. И я как-то сразу ощутила в нем надежную мужскую природу. А в театр он пришел позже, чтобы встретиться со мной после спектакля. Он человек, известный в городе. Главный тренер тамбовской футбольной команды».

– «Вы так тепло о нем говорите...»

– «Да, я счастлива в браке. Много трудностей мы пережили, но я всегда знала, что рядом со мной хороший добрый человек».

Я слушаю Наталью Ивановну, и сердце мое постепенно отогревается, а душа успокаивается. Будет и театр жив, и страна, потому что «никто ничего не отнял». И «мир спасёт красота», которая так и светится в людях.

«Блажь». Прасковья Антоновна – Н. Антипова
«Блажь». Прасковья Антоновна – Н. Антипова

Статья опубликована в журнале «Регион 68» №№ 9–10, 2013 год.