НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ

Главная 
Актёрские портреты 
НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ
НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ

Творческий портрет заслуженного артиста РСФСР Н.И. Гайдышева.

(110 лет со дня рождения)

Если спросить Николая Ивановича Гайдашева*, артиста областного драматического театра имени Луначарского, любит ли он свою профессию, ответ последует утвердительный. Да, конечно, нельзя не любить дело, которому посвящена вся жизнь, особенно, если речь идет об искусстве. Но только ли любовь к театру способна сделать человека артистом?

Творческая молодость Н.И. Гайдашева прошла в Свердловске. И началась она с того памятного вечера, когда совсем ещё молодой электрик-конструктор пришёл на занятия драматической студии Дома культуры инженерно-технических работников. Репетировали «Женитьбу» Гоголя. Подходила сцена с женихами, а исполнитель роли Анучкина всё не появлялся. И тогда руководитель студии, давно приметивший высокого, увлечённо наблюдающего за репетицией юношу, предложил ему попробовать себя в роли Анучкина. Проба удалась. Так Николай Гайдашев получил свою первую роль.

А вскоре в судьбе Гайдашева произошел крутой поворот: его приняли в Свердловское театральное училище. Здесь он овладевал сложным актёрским мастерством под руководством опытного педагога, ученика Станиславского — А.В. Попова.

После окончания училища — работа в труппе Свердловского драматического театра. Одновременно его оставили преподавателем сценической речи в театральном институте, созданном на базе училища. А менее чем через год началась Великая Отечественная война. Годы работы в Свердловске были периодом интенсивного творческого роста молодого актёра. Он упорно овладевал мастерством, много играл, и не только на сцене театра, но и в госпитальных палатах, и на сдвинутых грузовых автомашинах в военных лагерях, и на вокзале, перед уезжающими на фронт бойцами. Почти каждая сыгранная Гайдашевым в эти годы роль — Мюрата в «Фельдмаршале Кутузове» В. Соловьева, комсомольца Николая в «Двадцать лет спустя» М. Светлова, штурмана подводной лодки Туровцева в «Офицере флота» А. Крона, Замыслова в «Дачниках» М. Горького — открывала что-то новое в его даровании. Вскоре прибавилось и педагогической работы — в Свердловске была создана студия киноактера, и Гайдашев вёл там курс сценической речи (интересно, что среди его учеников был известный ныне исполнитель советских песен артист МХАТ Владимир Трошин).

После Свердловска—работа в театрах Перми, Ульяновска, Астрахани. Десятки разнообразных ролей сыграны Гайдашевым в этот период: порывистый, мечтательный Тузенбах из чеховских «Трех сестёр», матёрый коммерсант Лавр Миронович Прибытков из «Последней жертвы» А. Островского, легкомысленный волокита граф Альмавива из «Женитьбы Фигаро» Бомарше, честный, принципиальный коммунист Платон Кречет из одноименной пьесы А. Корнейчука, мужественный защитник Отчизны генерал Кондратенко («Порт-Артур» И. Попова и А. Степанова), прожжённый авантюрист Кречинский («Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина)... Для каждой роли актёр находил своеобразные краски.

В Тамбовский драматический театр Н.И. Гайдашев пришел пять лет назад. Его дебютом здесь была роль маститого американского ученого, русского по происхождению, Леонида Сергеевича в интересной пьесе Н. Хикмета и В. Туликовой «Два упрямца». Новый актёр привлек внимание зрителей четкостью внешнего рисунка роли, эмоциональной напряженностью, богатством и яркостью интонаций. Особенно удалась актёру сцена диспута на заводе, где самонадеянный американец терпит полное поражение в споре с молодыми рабочими.

Среди двух десятков созданных актёром на Тамбовской сцене образов — немало примечательных.

Сложным, противоречивым характером наделил актёр своего Китса («Остров Афродиты» А. Парниса), офицера армии колонизаторов, понимающего всю несправедливость войны против свободолюбивого народа Кипра! Китс ещё не находит слов для борьбы, но его симпатии явно на стороне патриотов. Мужественным, смелым, подлинным интернациональным героем получился у Гайдашева художник Эдлай Гамильтон («День рождения Терезы» Г. Мдивани), отдающий жизнь за свободу Кубы... Блестяще сыграл актёр роли Николая I в драме В. Соловьева «Гибель поэта» и судьи Роберта Хармалахти в «Юстине» X. Вуолийоки. Разнообразны типы людей, созданных актёром. Каждый из них живет своей жизнью, имеет свои неповторимые особенности.

В последние годы у Гайдашева ярко звучит тема разоблачения современного мещанства. Приветливый, обаятельный, чуткий человек в жизни, Николай Иванович беспощаден к своим отрицательным персонажам. Как убедительно срывает он маску добропорядочности с карьериста и приспособленца Ваганова («История одной любви» К. Симонова)! А разве можно забыть гибкую изворотливость, хищную хватку, двуличие его Прошина (инсценировка романа Д. Павловой «Совесть»)? Таких вагановых и прошиных зрители знают, они встречались с ними на работе, в быту. Гражданский пафос творчества актёра в том, что он разоблачает людей, подобных этим современным хамелеонам...

Вдумчивое отношение к искусству и немалый творческий опыт давно уже привели Н.И. Гайдашева к режиссуре. Он ставил спектакли в Ульяновском и Астраханском театрах, осуществил постановку «Юстины» X. Вуолийоки и «Счастливой» Л. Митрофанова на тамбовской сцене, «Потерянного сына» А. Арбузова — в Мичуринске.

Неотделима от творчества Н.И. Гайдашева и его общественная деятельность. Много сил и времени отдаёт он работе местного отделения Всероссийского театрального общества (являясь председателем его правления), неоднократно награждался грамотами за руководство самодеятельными коллективами, за участие в военно-шефской работе. Продолжает Николай Иванович и педагогическую работу в Тамбовском филиале студии МХАТ.

... Окончен спектакль «Перебежчик», идущий сейчас в Тамбовском театре. Усталый, но довольный, Николай Иванович снимает грим... Он играет роль генерала Бондарева, одного из главных персонажей нового спектакля. В галерею сценических героев, созданных актёром. вписан ещё один яркий образ.

От Николая Ивановича Гайдашева мы ждём новых удач. Ждём потому, что ему присущи не только любовь к своей профессии, но и большое трудолюбие, высокая требовательность к себе, мастерство.

К. Петров (П.И. Карманов)

Публикация 27 декабря 1964 года. «Тамбовская правда»

*ГайдАшев – до 1968 года, затем – ГайдЫшев

«Незнакомец». Лыбеев – Н. Гайдышев, Дуся – Н. Антипова
«Незнакомец». Лыбеев – Н. Гайдышев, Дуся – Н. Антипова
«Коварство и любовь». Фердинанд – Н. Гайдышев
«Коварство и любовь». Фердинанд – Н. Гайдышев
Н.И. Гайдышев и Н.А. Никифоров
Н.И. Гайдышев и Н.А. Никифоров
«Золотая карета». Кареев – Н. Гайдышев
«Золотая карета». Кареев – Н. Гайдышев