Большая победа неБольшого театра

Главная 
Фрагменты истории (Искания, находки, открытия) 
Большая победа неБольшого театра
Большая победа неБольшого театра

Э.П. Степанова,
Хранитель истории Тамбовского театра

Афиша
Афиша

Анатолий Васильевич Иванов, ученик Анатолия Васильевича Эфроса, главный режиссёр Тамбовского областного драмтеатра имени Анатолия Васильевича Луначарского с 1979 по 1984 год, верил в свои силы как постановщика и руководителя, и приглашал на постановки талантливых, ярких режиссёров. Так в Тамбовском театре оказался Ленинградский режиссёр Олег Власов, поставивший знаменитую «Женитьбу» Гоголя с М. Березиным (Кочкарёв), В. Катушенко (Подколёсин), Л. Земляной и С. Соколовой-Томилиной (Агафья Тихоновна).

А знаменит спектакль тем, что в нём играли столичные «звёзды»: Лев Константинович Дуров – Жевакин (1982 год) и Леонид Сергеевич Броневой – Яичница (1980 год – Тамбов и 1983 – на гастролях в Донецке).

«Женитьба». Сцена из спектакля с участием Льва Дурова: В. Катушенко, М. Березин, Т. Смирнова, Л. Дуров, С. Соколова (Томилина), Л. Моденова, Ю. Томилин, А. Павлов.
«Женитьба». Сцена из спектакля с участием Льва Дурова: В. Катушенко, М. Березин, Т. Смирнова, Л. Дуров, С. Соколова (Томилина), Л. Моденова, Ю. Томилин, А. Павлов.
Леонид Броневой и Юрий Томилин в спектакле «Женитьба» 1983 г.
Леонид Броневой и Юрий Томилин в спектакле «Женитьба» 1983 г.

Но приглашение Вениамина Гавриловича Апостола, однокурсника из Молдавии с бригадой (художник Ион Пую и композитор Ион Алдя-Теодорович), на постановку пьесы «Древо жизни» Думитру Матковски даже для Иванова было ответственным шагом. Молдавский театр часто называют поэтическим. Ему присущи открытость чувств, эмоциональная приподнятость, орнаментальность, что для нас является экзотикой.

«Древо жизни» — своеобразная пьеса. В ней вроде бы нет конфликта и нет центрального героя. Автор ничего не отрицает и не утверждает. Он размышляет о человеке. И он верит, что основой для современника остаётся гуманизм. Раскрывается эта тема простыми и мудрыми режиссёрскими приёмами с неспешным, раздумчивым ритмом действия, напитанным проникновенной молдавской музыкой.

Постановочная группа Апостола чрезвычайно тактично использовала национальный колорит. Это дало возможность подчеркнуть общенациональную принадлежность проблем, поднимаемых в пьесе. Спектакль оказался даже более цельным и гармоничным, чем сама пьеса.

В. Апостол в короткий срок сумел увлечь тамбовских актёров идеей спектакля. Вскоре весь коллектив работал и общался на полном доверии, с открытой душой. Вся атмосфера в театре способствовала творческому поиску.

Афиша
Афиша
Сцена из спектакля: Наталуца – Г. Промтова, Елена – В. Яковенко, Григоре – В. Щербаков.
Сцена из спектакля:
Наталуца–Г.Промтова, Елена–В.Яковенко, Григоре–В.Щербаков.
«Древо жизни». Кристина – И. Погорелова, Дука – М. Березин.
«Древо жизни». Кристина – И. Погорелова, Дука – М. Березин.

Премьера была приурочена ко Дню театра, т.е. 27 марта. Весна в Молдавии – это МЭРЦИШОРЫ. Приехали ребята – студенты Апостола, молодые, красивые, завораживающие своей пластикой и своими песнями. Прошли по залу, разливая лёгкое, солнечное вино из национальных сосудов и даря всем символ весны – бутоньерки, сплетённые из красных и белых нитей в форме шариков, цветочков, кисточек – мэрцишоры. И зал засветился открытыми лицами и душами. Контакт установился. И когда зазвучала песня на стихи Д. Матковски «Целую, женщина, тебя…», зрители раскрыли программки с её текстом и влились во вдохновенный хор. Песня звучала как оратория:

Дом наш бессмертен, наполненный солнечным светом,

Дом наш бессмертен, теплом очага обогретый,

Дом наш бессмертен, сердечной любовью скреплённый,

Дом наш бессмертен — он в поросли вечнозелёной.

Целую я твои глаза,

В них засуха сошлась с грозою,

Смещалась искра со слезою —

Целую я твои глаза.

Целую тихий голос твой,

Моей души блаженный опыт,

Целую, женщина, твой шёпот —

Целую тихий голос твой.

Целую волосы твои,

Они — как спелая пшеница,

Где волен ветер заблудиться —

Целую волосы твои.

Целую, женщина, тебя —

Во вдохновенье, в озаренье,

Я, опускаясь на колени,

Целую, женщина, тебя.

Художник Ион Пую создал монументальное оформление, несущее многоплановый и многозначный образ. Огромная бочка, поставленная на узкое строение из камня – то ли дом, то ли колодец, ассоциируется с песочными часами. Время течёт, жизнь утекает. Но вдруг понимаешь, что это и сосуд для вина. В ударные моменты части верхней бочки раскрываются, усиливая накал действия, и конструкция становится то ли цветком, то ли деревом – «древом жизни».

В момент работы над спектаклем тема женского алкоголизма не поднималась так широко на государственном уровне. В какой-то степени постановка стала предвозвестником трагической проблемы, которая воспринималась скорее сочувственно, чем нетерпимо.

Зрители проникались теплом к комбайнёру Григоре (В. Щербаков), стремящемуся жить «по-человечески», не жалуясь и не перекладывая свою ношу на других. Этому он учит своего сына Никиту (В. Голобородов), который спас человека, но стал почти инвалидом. Никите помогает выстоять его душевное здоровье, в отличие от жены Григоре – Елены (В. Яковенко). Она не может простить себе ошибки и не видит для себя места среди людей. Свою неприкаянность она гасит вином. И виноградная лоза из дара превращается в горе. Объединяющим началом для сельчан становится Дука (М. Березин). Соседка Григоре – Наталуца (Г. Промтова), обладая врождённой деликатностью, способностью сопереживания, вносит в эту драму надежду.

Сцена из спектакля. Е. Тюрганова, В. Голобородов, В. Яковенко, В. Щербаков, Г. Промтова, М. Березин, И. Погорелова.
Сцена из спектакля. Е. Тюрганова, В. Голобородов, В. Яковенко, В. Щербаков, Г. Промтова, М. Березин, И. Погорелова.

Мягкость, ненавязчивость в подаче сентенций помогли зрителям принять условия игры и ощутить себя участниками событий.

Заряд искренности и мастерства, наполнявший процесс создания спектакля, наполнил и сам спектакль. Атмосфера доверия, взаимопонимания, сотрудничества сыграла значимую роль при отборе постановки для заключительного показа IV Всероссийского смотра драматургии народов СССР, прошедшего в Ленинграде в мае 1982 года.

Играли на сцене Театра Ленсовета, на той сцене, где ставил И. Владимиров и на которую выходили легендарные А. Фрейндлих и М. Боярский.

Уже сам факт участия в заключительном показе говорит о высокой оценке, полученной спектаклем в процессе предварительного отбора. До этого момента Тамбовский театр в Ленинград не приглашался: вероятно, при всех сценических открытиях нашего театра уровень эстетического звучания не удовлетворял требованиям культурной столицы.

В. Яковенко, В. Крюковский, В.Г. Апостол, М. Правоторов, Н. Калиновская, С. Соколова, С.В. Костюкова, К. Фурман, А. Качурин, А.В. Иванов в Ленинграде на смотре.
В. Яковенко, В. Крюковский, В.Г. Апостол, М. Правоторов, Н. Калиновская, С. Соколова, С.В. Костюкова, К. Фурман, А. Качурин, А.В. Иванов в Ленинграде на смотре.

Теперь же критик А. Белкин отметил, что наш коллектив «продемонстрировал умение постигать сложный драматургический материал, способность поддержать интересный режиссёрский замысел, увлечься им, показал, что актёры владеют сложным языком современного театра».

По мнению И. Шостак «Древо жизни» в Тамбовском театре «производило впечатление спектакля молдавского театра, почему-то играемого на русском языке. Режиссура явственно требовала от актёров определенности рисунка роли, характерного скорее для актёрской школы молдавских театров, яркой эмоциональности, резкости психологических ходов. И этот опыт стал творческой удачей».

По итогам смотра спектакль получил восемь дипломов. Это – постановочная группа из Молдавии, Тамбовский театр и четверо его артистов: В. Щербаков, В. Яковенко, Г. Промтова, М. Березин (для сравнения – Малый театр удостоен двух дипломов).

Автографы Ю.С. Мелентьева, С.В. Михалкова, М.И. Царёва под дипломами
Автографы Ю.С. Мелентьева, С.В. Михалкова, М.И. Царёва под дипломами

После безоговорочно успешного выступления на смотре и высоких оценок зрителей и критики Тамбовский театр, наконец-то был приглашён на отчётные гастроли в Ленинград. Они состоялись на сцене Дворца культуры имени Ф.Э. Дзержинского в марте 1983 года. Помещение, мягко скажем, не очень удобное: отсутствие поворотного круга на сцене, сложности со светом не добавляли положительных эмоций коллективу театра. Семь спектаклей привёз Тамбов в северную столицу. Открылись «Древом жизни», затем премьера «Губернатора Державина», «Ретро» и «Всё в саду» в постановке А.В. Иванова, «Романтики» (реж. В.В. Новиков), «Белоснежка и семь гномов» (реж. Н.И. Гайдышев) и, наконец, «Женитьба» в постановке О.М. Власова, потерявшая в динамике и атмосфере больше других спектаклей, так как именно на круге и свете было построено действо. И тем не менее…

Из рецензии:

«То, что труппе доступны сложные в стилевом отношении спектакли, убедительно продемонстрировала поставленная и оформленная режиссёром О. Власовым «Женитьба» с М. Березиным и В. Катушенко в главных ролях.

Режиссёр находит здесь современный смысл. Будь тем, кто ты есть.

Несоответствие становится той комедийной энергией, которая движет действие.

Смешны претензии на мужественную красоту у Жевакина (П. Соколов), на тонкость натуры у Анучкина (Ю. Томилин), нелепа Агафья Тихоновна (С. Соколова-Томилина) с её представлениями о красоте и счастье...

Смешны цели этих людей и средства их достижения, но сам порыв выбраться из той жалкой и ничтожной жизни, достоин сострадания. И театр умеет это заметить и показать зрителю»

(А. Минина, Н. Николаюк).

Стало неожиданным обретение значимости так называемых второстепенных персонажей — Дуняши (Е. Тюрганова), Степана (В. Голобородов), Старикова (В. Степанов – после спектакля приглашён сниматься в фильме «Поиск истины» на роль священнослужителя Димитрия Павлова).

«Нужно отметить, что в спектаклях Тамбовского театра важное место режиссурой отводится культуре актёрского исполнения, ансамблевости. Это ощущается во всех постановках гастрольного репертуара».

(Л. Фрадкин).

По итогам гастролей состоялась творческая конференция с участием кандидатов искусствоведения: Коваленко Галины Вячеславовны, Романова Павла Викторовича – доцента ЛГИТМИК, Якобсона Виктора Петровича –доцента ЛГИТМИК.

В.П. ЯКОБСОН определил позицию нашего театра цитатой из А. Володина: «Помогать людям влюбляться в жизнь». Он оценил это как большое достижение коллектива, определил в этом его лицо. Увидел внутреннюю художественную цельность коллектива (хотя были представлены разные режиссёры). Отметил высокую творческую культуру, культуру художественно–декоративного оформления. «Знаки–символы перед началом спектаклей создают определенный настрой, помогают быстрее понять условия игры. Чрезвычайно выразительны и содержательны программки, они вызывают чувство зависти у художников-постановщиков других театров».

Г.В. КОВАЛЕНКО защитила диссертацию по драматургии Олби. Поэтому с радостью отметила наш «очень тонкий психологический спектакль, глубокое проникновение в характеры, точную сценографию. Особенно гости в белом – групповой портрет обывателей. И на их фоне более тонкие глубокие люди, которые тем не менее должны пережить американскую трагедию. Есть образ белого злодейства, великолепно решённый изобразительно».

И вот оценка П.В. РОМАНОВА: «Вы открыли для русского зрителя «Древо жизни» Матковски. Чувствуется, что театр любит и уважает своего зрителя, даёт ему возможность задуматься. Достоверность и подлинность являются основным ориентиром вашего театра. Держитесь его. В Тамбове интересный своеобразный театр».

Замечательные отзывы критиков получили В. Попова, М. Корнилова, Н. Рубцов, М. Правоторов, Е. Мамонтова, Т. Смирнова, А. Капустина.

* * *

И ещё. 19 сентября 2013 года в рамках Дней культуры Тамбовской области в С.-Петербурге на сцене Государственного Молодёжного театра на Фонтанке наш театр был представлен опять же «Женитьбой», теперь режиссёра А.В. Лапикова (тоже ленинградского) при участии Михаила Березина, а также отца и сына Катушенко – Виктора и Егора. Тамбовский театр и на этот раз произвёл впечатление на притязательного питерского зрителя.

Женитьба» 2013. Сцена из спектакля. Яичница – В. Катушенко, Жевакин – М. Березин.
Женитьба» 2013. Сцена из спектакля. Яичница – В. Катушенко, Жевакин – М. Березин.
Финал спектакля: М. Березин, В. Шолохов, О. Сирото, А.В. Лапиков, Е. Катушенко.
Финал спектакля: М. Березин, В. Шолохов, О. Сирото, А.В. Лапиков, Е. Катушенко.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белкин А. Навстречу людям. / Ж. Театральная жизнь, № 19, 1982
2. Минина А., Николаюк Н. Современность традиций. / Вечерний Ленинград, 7.4.1983
3. Шостак И. На 51 языке. / Ж. ТЕАТР, № 10, октябрь 1982
4. Фрадкин Л. О ценностях истинных и мнимых. / Ленинградская правда, 6.4.1983
5. Якобсон В. Стенограмма творческой конференции (гастроли в Ленинграде 25 марта по 8 апреля 1983).


Статья опубликована в сборнике материалов XI Всероссийской научной конференции, посвящённой 385-летию Тамбова «Тамбов в прошлом, настоящем и будущем». Доработана и дополнена.