Отблески ближней истории.

Главная 
Фрагменты истории (Искания, находки, открытия) 
Отблески ближней истории.
Отблески ближней истории.

Памяти народного артиста России Анатолия Иванова

Анатолий Васильевич Иванов в Тамбове.

Э.П. Степанова,
Хранитель истории Тамбовского театра

Сцена из спектакля «Дипломат». В. Попова, П. Анянов
Сцена из спектакля «Дипломат». В. Попова, П. Анянов

Ученик Эфроса, выпускник ГИТИСа Анатолий Васильевич Иванов приехал в Тамбов в сезон 1969–1970 гг. ставить дипломный спектакль по пьесе Б. Леонова «Дипломат».

Уже этот спектакль обратил на себя внимание тамбовских театралов и критиков культурой постановки, разработкой психологии персонажей. Удивило наличие сценической атмосферы, которая в дальнейшем отличала каждую работу режиссёра и была напрямую связана с музыкальным оформлением и сценографией (музыку Анатолий Васильевич подбирал сам и «запас» у него был на несколько постановок вперёд, художников он тоже отыскивал и дальше старался работать с ними).

После защиты диплома ему предложили должность очередного режиссёра в нашем театре.

За 4 неполных сезона А.В. Иванов поставил 9 спектаклей:

1970 – «Дипломат» Б. Леонова и «Без вины виноватые» А. Островского

1971 – «Странный доктор» А. Софронова

«Московские каникулы» А. Кузнецова

«В ночь лунного затмения» М. Карима

«Золотая карета» Б. Леонова

1972 – «Бочка мёда» Л. Устинова

«Звоните и приезжайте» А. Алексина

1973 – «Свидание в предместье» («Старший сын») А. Вампилова.

Практически все эти спектакли выдержали проверку гастролями не только по центральной России, но и по Украине, а три из них стали событием в театральной жизни.

Уже на премьере второй постановки Иванова «Без вины виноватые» работники Тамбовского театра поняли, что это явление из ряда вон выходящее, когда увидели в зале пожилых дам в нафталинных кружевных воротничках и перчатках, а в кассовом окошке появился «Аншлаг».

С самого начала своей творческой деятельности Анатолий Васильевич стал практиковать приглашение столичных звёзд на участие в уже созданном спектакле. Так в «Без вины виноватые» на роль Кручининой была приглашена народная артистка СССР, актриса МХАТ А.К. Тарасова. Конечно, для актёров сам факт присутствия на одной сцене с этой великой актрисой стал событием, а для зрителей это был просто праздник. У нас хранятся фотографии и программки с участием Тарасовой в роли Кручининой и талантливейшей тамбовской актрисой М.Н. Корниловой.

После репетиции спектакля «Без вины виноватые» с участием А.К. Тарасовой: М. Правоторов, Д. Дульский, –, А. Катков, К. Фурман, М. Березин, Н. Анянова (гримёр), В. Раков (пом. реж.), А. Иванов; сидят: А. Максимова, А.К. Тарасова, Е. Мамонтова, Н. Павлова (зав. труппой).
После репетиции спектакля «Без вины виноватые» с участием А.К. Тарасовой: М. Правоторов, Д. Дульский, –, А. Катков, К. Фурман, М. Березин, Н. Анянова (гримёр), В. Раков (пом. реж.), А. Иванов; сидят: А. Максимова, А.К. Тарасова, Е. Мамонтова, Н. Павлова (зав. труппой).
М.Н. Корнилова – Кручинина
М.Н. Корнилова – Кручинина
«Без вины виноватые» М. Корнилова, Е. Мамонтова.
«Без вины виноватые» М. Корнилова, Е. Мамонтова.
Программка с автографом А.К. Тарасовой
Программка с автографом А.К. Тарасовой

В «Тамбовской правде» от ноября 1970 года критик С. Вольфовский (псевдоним А.Н. Смирнова) в своей статье «Бремя таланта» говорит о крепком актёрском ансамбле. Эта черта присуща всем Ивановским спектаклям.

В спектакле «Золотая карета» А.Н. Смирнов тоже отмечает «удивительный ансамбль» («Театр и вся жизнь»). Спектакль о людях войны с огромной эмоциональной силой захватывал зал, настолько близко для каждого была здесь показана трагедия мирового масштаба, проецируемая на судьбы отдельных (совсем невеликих) людей. Скромная программка, несколько чёрно-белых фотографий не могут, к сожалению, передать всю эмоциональность и напряжённую атмосферу действа.

Сцена из спектакля «Золотая карета»: Д. Дульский, А. Максимова, Г. Промтова, М. Березин
Сцена из спектакля «Золотая карета»: Д. Дульский, А. Максимова, Г. Промтова, М. Березин

«Свидание в предместье» – спектакль, поставленный Ивановым перед отъездом в Южно-Сахалинск. Играли его в течение пяти лет, а, вернувшись в Тамбов в 1979 году, Анатолий Васильевич возобновил спектакль под новым названием «Нравоучение с гитарой». Несколько актёрских составов прошло через спектакль. По количеству сыгранных раз (более 200) можно представить, насколько точно он был выстроен – никакие вводы, никакие клубные площадки не могли «развалить» его.

«Свидание в предместье». В. Боев, Н. Кочетова, Д. Дульский, В. Степанов. 1973.
«Свидание в предместье». В. Боев, Н. Кочетова, Д. Дульский, В. Степанов. 1973.

С Сахалина А.В. Иванов вернулся заслуженным деятелем искусств РСФСР и принял в Тамбовском театре пост главного режиссёра. Должность эта предполагает опеку всех актёров и каждого в отдельности. Анатолий Васильевич сумел укрепить дисциплину в театре и создать творческий коллектив, который, увы, включал не всех членов труппы. Интриги не принимающих и не понимающих заявленной эстетики преследовали главрежа. Тем не менее, за пять сезонов он сумел поставить 10 спектаклей, не считая постановок очередных режиссёров, которые он перед выпуском доводил «до ума», формируя из расплывчатой массы искромётные произведения искусства («Романтики», «Последняя любовь Насреддина», «Иван Васильевич»).

В череде спектаклей:

1979 – «Нравоучение с гитарой» А. Вампилова
1980 – «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана
«Я всегда улыбаюсь» Я. Сегеля
«Тринадцатый председатель» А. Абдуллина
1981 – «Всё в саду» Э. Олби
«Ретро» А. Галина
«Иван Васильевич» М. Булгакова
1982 – «Дом» Ф. Абрамова
«Маленькие комедии» («Провинциальные анекдоты») А. Вампилова
1983 – «Что есть истина…» И. Елегечева
выделяются некоторые постановки.

При безусловном успехе остросоциального спектакля «Мы, нижеподписавшиеся», при крепком актёрском ансамбле А. Иванов решил продолжить практику приглашения известных актёров. Евгений Евстигнеев настолько принял этот спектакль и влился в него, что, кроме выступлений в Тамбове, выехал и на Кавказские наши гастроли 1980 года. Для актёров это была школа и профессиональная, и личностная.

Гастроли по Кавказу. А.В. Иванов (гл. реж.), П.П. Соколов, В.Ф. Степанов, В.Ф. Марченко (директор), Е.А. Евстигнеев, Н.И. Гайдышев, Л.И. Моденова, Ю.Н. Хомайко (зав. лит. частью), М.И. Правоторов, В.И. Крюковский, –.
Гастроли по Кавказу. А.В. Иванов (гл. реж.), П.П. Соколов, В.Ф. Степанов, В.Ф. Марченко (директор), Е.А. Евстигнеев, Н.И. Гайдышев, Л.И. Моденова, Ю.Н. Хомайко (зав. лит. частью), М.И. Правоторов, В.И. Крюковский, –.

На премьеру спектакля «Я всегда улыбаюсь» приехал драматург, автор пьесы Яков Сегель, который особо подчеркнул духовное родство автобиографичного Миши Капустина с исполнителем этой роли В. Боевым. Художником спектакля стал представитель знаменитой фамилии Лакшиных – Алексей, который в содружестве с режиссёром сумел выстроить оформление сцены (разрушенный готический замок), диктующее мизансцены чётких и строгих линий наряду с высокой романтикой, подкреплённой музыкой.

Режиссёр А. Иванов и художник А. Лакшин с макетом спектакля «Я всегда улыбаюсь».
Режиссёр А. Иванов и художник А. Лакшин с макетом спектакля «Я всегда улыбаюсь».
В.С. Лановой в роли Сагадеева.
В.С. Лановой в роли Сагадеева.
Тринадцатый председатель». Репетируют В. Степанов и А. Иванов.
Тринадцатый председатель». Репетируют В. Степанов и А. Иванов.

«Тринадцатый председатель» смелостью постановки поразил не только Тамбов. В газете «Социалистическая Осетия» от 12.6.1980 года И. Данилова в статье «Битва в пути» пишет: «Давно не приходилось видеть в зрительном зале такого эмоционального потрясения, каким захватывает спектакль…»

Народный артист СССР Василий Семёнович Лановой, приглашённый в наш спектакль на роль Сагадеева, отметил, что в постановке Вахтанговского театра значительно больше текстовых купюр, предписанных управляющими органами. При виде программки тамбовского спектакля становился понятен дипломатический ход режиссёра, сохранивший острый текст: спектакль посвящён 110-летию В.И. Ленина, а целая страничка-вкладыш заполнена цитатами из сочинений Ленина и Уголовного кодекса РСФСР.

«Державинский» спектакль «Что есть истина?» стал представительским, долгожданным эпическим полотном для тамбовчан. Режиссёр так выстроил образы, что каждый актёр мог показать себя, блеснуть (и в этом тоже был ансамбль). Для театрального сообщества спектакль стал этапным: премьера прошла в Ленинграде, отдельные сцены были показаны в Центральном Доме работников искусств, он открывал гастроли в разных городах и в Москве в год 200-летия Тамбовского театра. Масштабное действо ярко представляло Тамбовщину и труппу театра.

Афиша
Афиша
«Что есть истина». К. Фурман, В. Крюковский, В. Попова, Ю. Берладин, А. Яцевич, М. Правоторов
«Что есть истина». К. Фурман, В. Крюковский, В. Попова, Ю. Берладин, А. Яцевич, М. Правоторов
Сцена из спектакля: В. Щербаков – Державин, Е. Тюрганова – Екатерина Яковлевна
Сцена из спектакля: В.Щербаков – Державин, Е.Тюрганова – Екатерина Яковлевна

Анатолий Васильевич не боялся конкуренции и приглашал на постановки талантливых режиссёров, в частности Вениамина Апостола на постановку спектакля «Древо жизни», который получил в 1982 году на смотре национальной драматургии в Ленинграде восемь дипломов. После столь удачного выступления Тамбовский театр был приглашён в северную столицу на гастроли. Буклет «Театральный Ленинград» и статья П. Романова в журнале «Театр» комментируют это событие.

Афиша «Древо жизни»
Афиша «Древо жизни»
Буклет «Театральный Ленинград»
Буклет «Театральный Ленинград»
Разворот буклета
Разворот буклета
Разворот буклета
Разворот буклета

Большим успехом и любовью зрителей пользовался спектакль «Женитьба» в постановке Ленинградского режиссёра О. Власова. Были приглашены сыграть в нём: Жевакина – Лев Дуров, Яичницу – Леонид Броневой.

«Женитьба».  С. Соколова (Томилина), Лев Дуров, Л. Моденова; Т. Смирнова, М. Березин, В. Катушенко, В. Крюковский, А. Павлов, А. Качурин, П. Рязанцев.
«Женитьба». С. Соколова (Томилина), Лев Дуров, Л. Моденова; Т. Смирнова, М. Березин, В. Катушенко, В. Крюковский, А. Павлов, А. Качурин, П. Рязанцев.
«Женитьба». Леонид Броневой, С. Соколова (Томилина).
«Женитьба». Леонид Броневой, С. Соколова (Томилина).

Столичная критика заинтересованно следила за творческим развитием Тамбовского театра. Большие гастроли, обсуждения спектаклей, профессиональная учёба актёров делали жизнь в театре насыщенной и полной.

Было ощущение, что Иванов в театре находится постоянно. Он знал, как идёт каждый спектакль на стационаре, лично следил за качеством выездных. Вёл лабораторию режиссёров народных театров области (большой популярностью пользовались масштабные театральные фестивали на селе). Произведения А.В. Иванова всегда являлись долгожителями. Практически все его постановки в течение многих лет составляли основу репертуара Тамбовского театра.

В какой-то момент Анатолию Васильевичу стало тесно в труппе, треть которой была не работоспособна. Обратившись к областной власти с предложением обновления актёрского состава и получив отказ, А.В. Иванов в 1984 году сменил театр. Отсвет эстетики Ивановских спектаклей остался в душах тамбовских зрителей и всё последующее происходящее в театре сравнивается с тем временем, а театральный музей трепетно хранит реликвии «эпохи Иванова».

ЛИТЕРАТУРА:
1. Вольфовский С. Бремя таланта. // Тамбовская правда. – ноябрь, 1970.
2. Хомайко Ю. Евгений Евстигнеев: играть человека. // Тамбовская правда. 3.2.1980.
3. Гармаш В. Я всегда улыбаюсь. // Тамбовская правда. 7.11.1980.
4. Данилова И. Битва в пути. // Социалистическая Осетия. 12.6.1980.
5. Шостак И. На пятидесяти одном языке. // Театр. № 10. октябрь 1982.
6. Романов П. Фестиваль дружбы. // Театр. № 10. октябрь 1982.
7. Хомайко Ю. Лев Дуров в «Женитьбе» // Тамбовская правда. 23.12.1982.
8. Хомайко Ю. Леонид Броневой – артист театра. // Радянська Донеччина. 21.8.1983.
9. Хомайко Ю. Леонид Броневой. (гости Тамбова). // Тамбовская правда. 16.3.1980.


Статья опубликована в сборнике статей Третьих областных музееведческих чтений «Город и музеи. Тамбов в музейных коллекциях, экспозициях, научно-просветительной и образовательной деятельности» «375-я весна Тамбова. Город и музеи». 2011. Переработана и дополнена.