Пьесы Чехова на тамбовской сцене.

Главная 
Фрагменты истории (Искания, находки, открытия) 
Пьесы Чехова на тамбовской сцене.
Пьесы Чехова на тамбовской сцене.

Э.П. Степанова,
хранитель истории Тамбовского театра

Постановка Чеховских пьес для любого театра является проверкой творческих возможностей коллектива. Его берут ставить или очень хорошие режиссёры, или убедившие себя в псевдо-понимании этой загадочной драматургии. Обманчивая простота материала зачастую уводит спектакль в скуку и занудство. О попытках воплотить пьесы гениального автора на нашей сцене рассказывают материалы, хранящиеся в театральном музее.

Программа спектакля «Три сестры». 1944.
Программа спектакля «Три сестры». 1944.

Тамбовский театр, став областным и стационарным в 1937 году, девять раз с переменным успехом обращался к Чехову. Первая постановка в 1944 году – «ТРИ СЕСТРЫ», реж. Константин Бережной, худ. Константин Стаховский. В программке обозначено: «драма в 4-х действиях». К сожалению, рецензии на этот спектакль нами не обнаружено, но есть другие материалы: эскизы, фотографии. Сравнивая эскиз и фото, видишь, с какой бережностью и вниманием воплощён замысел художника.

Эскиз оформления. Худ. К. Стаховский.
Эскиз оформления. Худ. К. Стаховский.
«Три сестры». Сцена в саду.
«Три сестры». Сцена в саду.

Поражает оформление, которое отличается: с одной стороны – монументальностью, с другой – тщательностью проработки мельчайших деталей, что создаёт обжитую, домашнюю атмосферу, а сцены в саду наполнены ощущением свежести вечерней прохлады и листвы.

«Три сестры». Сцена из спектакля. В доме Прозоровых.
«Три сестры». Сцена из спектакля. В доме Прозоровых.

Для комнат выстроен павильон, состоящий из сложной системы ставок, который опытные монтировщики собирали и разбирали очень быстро. В те годы в театре ещё были в ходу профессии мебельщика, драпировщика, макетчика, которые впоследствии постепенно упразднились. Но в этом оформлении они представлены ярко.

Сестёр играли замечательные Татьяна Семёновна Тагац, Мария Ивановна Коварская и Мария Николаевна Корнилова, которая только-только вошла в тамбовскую труппу.

«Три сестры»: Т. Тагац, М. Коварская, М. Корнилова.
«Три сестры»: Т. Тагац, М. Коварская, М. Корнилова.
* * *

В 1952 году для постановки «Дяди Вани» Тамбовский театр пригласил молодого московского режиссёра, Ирину Судакову, дочь народного артиста СССР Ильи Яковлевича Судакова, который в начале 20-го века поставил этот же спектакль в Московском Художественном театре. В сборнике «Театр и мир Владимира Галицкого» находится описание репетиций и самого спектакля.

Программка спектакля «Дядя Ваня». 1952 г.
Программка спектакля «Дядя Ваня». 1952 г.
Н. Вирта.
Н. Вирта.

«Дядя Ваня» на тамбовской сцене – дипломная работа Ирины Судаковой. Художником, по её настоянию, был приглашён Евгений Зотов, оформлявший спектакль во МХАТе. Мнение Галицкого и мнение Николая Вирты, который написал рецензию на спектакль, сильно разнятся. Наш знаменитый писатель полностью принял результат работы постановочного коллектива: «…то, что в спектакле заметно влияние МХТ не только не снижает, но и сильно украшает и укрепляет то, что мы видим на сцене театра тамбовского. […] Иной раз, смотря «Дядю Ваню», ловишь себя на мысли: да точно в Тамбовском ли мы театре?! – так прекрасен и гармоничен в целом этот спектакль, который зрителем будет занесён в актив театра…»

И.Н. Марин – Войницкий. 1952 г.
И.Н. Марин – Войницкий. 1952 г.

Войницкого играл Иван Никитович Марин. Из рецензии Н. Вирты «Дядя Ваня на сцене Тамбова»: «Марин – талантливый артист, но ему свойственно впадать в некую мелодраматичность. Не избежал он этого и в «Дяде Ване». …В некоторых местах изображает его эдаким мелодраматическим героем, особенно в том месте, где он собирается убивать профессора. Это совершенно ни к чему, это никак не вяжется с тем простым и так ясно написанным Чеховым характером, суть которого Марин замечательно понимает и воплощает на сцене».

Т.К. Алябьева – Войницкая. 1952 г.
Т.К. Алябьева – Войницкая. 1952 г.

В роли ВойницкойТ.К. Алябьева. На программке, подписанной ей режиссёром спектакля, поздравительный автограф: «Дорогая Татьяна Константиновна, поздравляю с премьерой. Пусть «наша старая галка maman» не сердится, мы обе потрудились над ней, защищая то, что делали раньше. Спасибо Вам, я люблю и ценю Ваше упорство и доброе отношение. Ваша Ирина Судакова 21.6.1952 г.»

* * *

В 1955 году режиссёром Борисом Коврижных и художником Герасимом Геокчакяном постановлен «ИВАНОВ». Рецензий на спектакль не сохранилось, зато есть фото: Мингалёва Ольга Павловна в роли Бабакиной и Марин Иван Никитович в роли Шабельского. Если сравнить два портрета: Марин – Войницкий и Марин – Шабельский – становится ясно видна работа актёра над образом. Много написано о мастерстве перевоплощения И.Н. Марина, и здесь мы видим это на примере двух ролей.

«Иванов». О. Мингалёва – Бабакина
«Иванов». О. Мингалёва – Бабакина. 1955 г.
И. Марин – Шабельский.
И. Марин – Шабельский. 1955 г.
* * *

В 1959 году замечательные режиссёр Виктор Качирин и художник Людмила Окс поставили «ЧАЙКУ». СМИ оценили спектакль как лучшую режиссёрскую работу конца 50-х годов.

«ЧАЙКА». Эскиз оформления. Худ. Л. Окс. 1959 г.
«ЧАЙКА». Эскиз оформления. Худ. Л. Окс. 1959 г.

Нину Заречную играла заслуженная артистка Удмуртской АССР Клара Шмакова-Ясногородская. Из книги А.Н. Смирнова «Театр и вся жизнь»: «Актрисе удалось прочертить, сделать видимым для нас то время, что прошло между первым и последним актом там, в провинциальном городе, на сцене которого подвизается Нина Заречная».

«Чайка»: К. Шмакова – Нина, И. Бодек – Треплев
«Чайка»: К. Шмакова – Нина, И. Бодек – Треплев. 1959 г.
«Чайка»: Сцены из спектакля. 1959 г.
«Чайка»: Сцена из спектакля. 1959 г.
«Чайка»: Сцены из спектакля. 1959 г.
«Чайка»: Сцена из спектакля. 1959 г.

В роли ТреплеваИгорь Бодэк. Антоненко В. и Левшина Ю. – преподаватели кафедры литературы Тамбовского пединститута в статье «Чеховская «Чайка» на тамбовской сцене» написали: «Мятущимся, надломленным предстаёт Треплев-Бодэк. Он трогает чистотой и искренностью молодости, глубиной страданий. …Хотелось бы пожелать талантливому актёру, чтобы в его Треплеве органичнее сливались человек и писатель». Но в том-то и проблема Треплева, что едва ли возможно это слияние. То есть зрители подсознательно приняли трактовку режиссёра. Аркадина предстаёт в исполнении заслуженной артистки ЛССР Елизаветы Кореневой. И опять же из статьи Антоненко В. и Левшиной Ю.: «Е. Кореневой удалось передать эгоизм, скупость героини. Но в её Аркадиной нет актёрской элегантности, чувства меры в передаче тонких переходов от одного состояния к другому (сцена с Тригориным в 3-м акте), что ведёт к нежелательной реакции зала».

* * *
Программка «Вишнёвый сад»
Программка «Вишнёвый сад»

Рецензии бывают жёсткие, нелицеприятные. Зато мы можем понять, почему не «пошёл» спектакль. В 1991 году режиссёр В. Суворов поставил «Сильные чувства», а Анатолий Савин«ВИШНЁВЫЙ САД». О «Вишнёвом саде» Васильев А. в статье «Приватизация ступила на подмостки» пишет:

«Самым, пожалуй, наглядным недостатком режиссуры А. Савина является статичность мизансцены. Монологи Раневской (арт. В. Попова) из сентиментальных порой превращаются в псевдотрагические – столь безмолвно и недвижно её окружение. «Крейсерские» проходы по диагонали Шарлотты (арт. Е. Мамонтова) смотрятся как выходы примадонны. Цирковыми трюками попахивает от ловких телодвижений и кульбитов Епиходова (арт. Ю. Томилин): российский недотёпа – не шекспировский шут. Впечатление буффонады усиливается утрированным декламированием Гаева (арт. К. Фурман). Вряд ли сознательную пародию на аристократическую «возвышенность чувств» можно считать чеховской трактовкой».

* * *

«Дядя Ваня» 1997 года.

«Дядя Ваня»: М. Березин – Войницкий
Войницкого играл М. Березин.
«Дядя Ваня»: М. Березин – Войницкий
«Дядя Ваня»: А. Разладин – Астров
«Дядя Ваня»: А. Разладин – Астров

В 1997 году Юрий Петрович Горин ставит «ДЯДЮ ВАНЮ» с оформлением художника Юрия Доломанова. Из статьи А. Котова «Доминанта страсти»:

«А. Разладин сыграл не просто разностороннюю в своих проявлениях личность. Диапазон его чувствований воистину велик: от помощи страждущим до весёлого разгула. …Его Астров пылко вспыхивает, но это, увы, вспышка лучины перед наступлением кромешной тьмы». «Как всегда профессиональна и точна, развивает понимание роли уже «в процессе», не отыгрывая шаблон, Е. Мамонтова. …Неподражаема няня Г. Промтовой, вскормившая всех Серебряковых, Войницких и Астровых своею крестьянской грудью».

Войницкого играл М. Березин.

* * *

Чрезвычайно интересным по актёрским работам стал спектакль Никиты Ширяева «БЕНЕФИС ГОСПОД АРТИСТОВ», поставленный в 2002 году. Состоящий из двух произведений «Предложение» и «Юбилей», спектакль дал свободу артистам для преображения. С выдающимся актёрским мастерством Н.Н. Рубцов сыграл Чубукова и Хирина. К.В. Фурман в роли Суфлёра предстал перед зрителями с неизвестной стороны. Отказавшись от «красивости», он приобрёл трогательную простоту и подкупающую незащищённость. Но жизнь постановки зависит не только от наполняемости зала: сменился руководитель – ушёл и спектакль.

После спектакля «Бенефис господ артистов». Фото на память: И Замуруева – Мерчуткина, О. Шмаров – Шипучин, Г. Пивоварова – жена Шипучина, Н. Рубцов – Хирин.
После спектакля «Бенефис господ артистов». Фото на память: И Замуруева – Мерчуткина, О. Шмаров – Шипучин, Г. Пивоварова – жена Шипучина, Н. Рубцов – Хирин.
* * *

В 2014 году для постановки «ЧАЙКИ» был приглашён заслуженный деятель искусств РФ, народный артист Латвийской ССР и Украины Аркадий Фридрихович Кац (Москва) и художник-постановщик Майкл Френкель (США).

Аркадий Кац – репетиция «ЧАЙКИ»
Аркадий Кац – репетиция «ЧАЙКИ»
Сцена из спектакля.
Сцена из спектакля.
Сцена из спектакля. И. Горбацкая – Аркадина
Сцена из спектакля. И. Горбацкая – Аркадина

Елена Глебова в статье «Под именем мастера» написала об этом спектакле:

«Здесь почти всё – символ. Чистота и простота сценографического рисунка постепенно приобретают тревожные краски, нежно-голубой задник блекнет и становится серым. Лодка, ещё совсем недавно служившая импровизированной сценой для воплощения первой пьесы Константина Треплева, превратится в лодку Харона, на которой он отвезёт автора в вечность.

А вперёд будет смотреть мёртвая чайка, которую Яков закрепит на носу лодки. В этой «Чайке» интересны краски, полутона в игре актёров, позволяющие проникнуть в глубину чеховского произведения».

Этот спектакль признан и зрителем, и критикой. С большим успехом он был показан в 2016 году на фестивале спектаклей Аркадия Каца в Ульяновске.

Сцена из спектакля. О. Беляев – Яков
Сцена из спектакля. О. Беляев – Яков
Участники спектакля Катя и Ян Буй и фото Тамбовской «Чайки» в книге А. Каца.
Участники спектакля Катя и Ян Буй и фото Тамбовской «Чайки» в книге А. Каца.

На IX театральном фестивале им. Н.Х. Рыбакова актриса нашего театра Ирина Горбацкая исполнительница роли Аркадиной была удостоена главной награды фестиваля «Актриса России». А фото из нашего спектакля Аркадий Фридрихович поместил в своей книге «Похвала бессоннице».

* * *

И вот 2018 год. Круг замкнулся: на сцене Тамбовского театра спустя 74 года вновь семья Прозоровых. Теперь «Три сестры» в постановке Аркадия Каца.

Вновь родные имена: Вершинин, Тузенбах, Чебутыкин… Их судьбы, прожитые на сцене душевно, человечно Егором Катушенко, Вячеславом Шолоховым, Олегом Шмаровым…

«Три сестры». Сцена из спектакля. 2018 г.
«Три сестры». Сцена из спектакля. 2018 г.

«Полный уюта, встреч, смеха, музыки и разговоров дом Прозоровых в начале спектакля по ходу действия растворяется в пространстве сцены (художник Татьяна Швец). Жалкие его останки – лишь несколько стоящих порознь стульев в финале. Пышные букеты цветов, украшающие дом и подчёркивающие его благополучие и достаток, становятся со временем всё меньше и бледнее, превращаясь к концу в опавшие осенние листья.

Так и красавицы сестры в замечательном исполнении Анны Тимошиной (Ольга), Екатерины Буй (Маша), Марины Образцовой (Ирина), преисполненные мечтой о возвращении в Москву, постепенно сникают, бледнеют и прямо-таки уже «воют» с тоской – в Москву-у-у, – осознавая несбыточность надежд».

(М. Матюшина)

«Три сестры»: А. Тимошина, Е. Буй, М. Образцова
«Три сестры»: А. Тимошина, Е. Буй, М. Образцова
«Три сестры»: С. Ключников – Андрей Прозоров, А. Казаков – Ферапонт
«Три сестры»: С. Ключников – Андрей Прозоров, А. Казаков – Ферапонт

Одной из последних работ для невероятно органичного актёра, снявшегося в 50 фильмах и перешедшего в наш театр в 2017 году – Александра Сергеевича Казакова, стала роль Ферапонта. В его исполнении образ этот вырос до обобщения: некий юродивый, на отношении к которому проверяется и формируется терпимость и внутренняя интеллигентность на Руси.

Спектакль достойно представил наш театр на фестивале «Липецкие театральные встречи» в октябре 2018 года.

«Три сестры». Финал спектакля
«Три сестры». Финал спектакля
* * *

Из статьи К. Рудницкого «Перечитывая Чехова»:

«…Новая постановка чеховской пьесы нередко становится волнующим событием театральной жизни. Каждый из постановщиков жаждет, естественно, дойти «до оснований, до корней, до сердцевины». Но как только один с удовлетворением ставит точку (понял, постиг, воплотил) – тотчас же другой выводит над этой точкой ехидный крючок вопросительного знака и начинает заново возводить всю постройку чеховского спектакля».

ЛИТЕРАТУРА:
1. Антоненко В., Левшина Ю. Чеховская «Чайка» на тамбовской сцене. «Тамбовская правда». Декабрь, 1959.
2. Васильев А. Приватизация ступила на подмостки. «Комсомольское знамя» 8.4.1991.
3. Вирта Н. Дядя Ваня на сцене Тамбова. «Тамбовская правда» 1952.
4. Глебова Е. Под именем мастера. «Страстной бульвар, 10» № 8, 2016.
5. Котов А. Доминанта страсти. «Тамбовский курьер». № 44, 1997.
6. Матюшина М. «Три сестры». «Тамбовская жизнь» 2019.
7. Рудницкий К. Театральные сюжеты. Москва. 1990.
8. Смирнов А.Н. Театр и вся жизнь. Тамбов, 2005.
9. Театр и мир Владимира Галицкого (книга III «Записки периферийного главрежа»). Тамбов, 2014.


Статья опубликована в сборнике статей VIII областных музееведческих чтений «К 80-летию образования Тамбовской области. 1937 – 2017. МУЗЕЙНЫЕ ПОИСКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ». Тамбов. 2018. Переработана и дополнена.