Э.П. Степанова,
хранитель истории Тамбовского театра
В начале 1954 года Тамбовский обл. драмтеатр им. А.В. Луначарского приступил к работе над инсценировкой А. Степанова и И. Попова «Порт-Артур». Как это часто бывает, инсценировка уступала роману недостаточным действенным материалом, в ней было всего две-три солдатские сцены, их надо было выдвинуть вперёд и сделать из них основу спектакля. Режиссёр-постановщик Владимир Александрович Галицкий отыскивал в романе Степанова отдельные фразы, сцены и ими пополнял рабочий материал, которого катастрофически не хватало.
И вот, когда Галицкий приступил к таким сложным репетициям, появились неожиданные помощники: консультант подполковник А.А. Порецкий, сын царского министра, человек отличной воинской выучки, и вдова бывшего городского головы Тамбова Евгения Константиновна Потапова. Узнав, что театр собирается ставить «Порт-Артур», она принесла открытки из коллекции мужа по русско-японской войне.
В книге «Записки периферийного главрежа» Владимир Александрович так описывает чудесное появление в театре этой удивительной женщины:
«В дверь вошла пожилая дама в старомодной шляпе, из-под которой выглядывали аккуратные ку́дерьки причёски, в тёмном поношенном жакете, с большим ридикюлем в руках, наверное, единственным на весь Тамбов…
– Простите, я не ослышался? Вы – супруга тамбовского городского головы? Как же вы уцелели? Почему вас не арестовали? Не выслали? – расспрашивал я её бегло, рассматривая её дар – пачку открыток, снятых в сепии.
– Мой муж был большой либерал. В городе его все уважали и не трогали. Жили мы тихо и ни во что не вмешивались. Вот так и войну пережили. …И лежит он на старом тамбовском кладбище, где и для меня есть место. – Старушка конфузливо улыбалась…
Фотодокументы, иначе я не могу их назвать, она мне подарила и удалилась.
…На открытках разворачивалась вся панорама войны. Одежда, вооружение, постройки, виды Мукдена, Харбина, Владивостока, раздача пищи из походных кухонь, поля сражения после боёв, пленные японцы, раненные наши воины, – рассказывает Галицкий. – Я получил ценнейшее подспорье для работы. Прокофьев, оформлявший спектакль, выхватил их из моих рук. Я разрабатывал солдатские сцены подробно».
Декорации отличала реалистичность, сформированная видами открыток. Электрический утёс господствовал над местностью оборонительной позиции русских войск и был главным объектом внимания японцев. Бытование солдат на этом утёсе пополнилось многими деталями. Солдатские роли получили опытные актёры – Д. Патрин, А. Карантаев, М. Хомутков (впоследствии эти работы высоко отмечены критиками). Правда, рецензент А. Топалов в статье «Спектакль о героях «Порт-Артура» пеняет Патрину на неудачный грим, дескать «он делает Блохина очень старым среди молодых солдат», упустив из виду наличие старослужащих в Русской армии.
«Запомнилась сцена пробы пищи из солдатского котла, когда фельдфебель приносит капитану Борейко котелок с борщом, и он в мундире, застёгнутом на все пуговицы, со значительным видом погружая ложку в котелок, подносил, подув, ко рту и медленно, сосредоточенно, будто совершая важнейшую операцию, прожёвывал пробу. На лице фельдфебеля были написаны напряжение и страх – пройдет или не пройдет. Наконец, Борейко разрешал обедать. Облегчённо вздохнув, фельдфебель бил в рельсу. Солдаты, распоясываясь, рассаживались по двое, по трое на разных уровнях площадки, доставали из-за голенищ ложки, истово перекрестившись, принимались за еду, стараясь не уронить ни крошки. Но вот тревога! Мигом солдаты один за другим, на ходу надевая пояса, мчались на верхнюю площадку к орудиям. Эта сцена стала моей любимой, и я неустанно её совершенствовал».
(В. Галицкий)
Во многом благодаря открыткам спектакль был грамотно одет: генеральские мундиры, шинели голубого сукна, солдатские формы.
«Художнику Н.А. Прокофьеву удались декорации, которые достаточно ярко передают картину на батарее, вид на море со скалистыми берегами, обстановку в квартире Стесселя и в кабинете Макарова на корабле. Ф.И. Полуянову, постановщику танцев, особенно удалась пляска солдат на батарее. Плодотворно потрудился и консультант спектакля – подполковник А.А. Порецкий».
(Д. Девятов)
В журнале «Огонёк» народный артист РСФСР П. Герага даёт описание оформления одной сцены:
«Сначала мы видим где-то вдали ясное небо, спокойную морскую гладь с одиноким горным утёсом слева. На этом фоне расположена батарея Борейко. Но вот через несколько минут этот, казалось бы, мирный пейзаж точно преображается. В небе появляется яркое зарево, окрашивающее его в розовый цвет. Море приходит в движение, утёс то и дело освещается ослепительным светом – вся природа как бы включается в яростную схватку русских людей с врагом. Использование этого своеобразного оформления помогло режиссёру найти динамичное воплощение важных эпизодов порт-артурской трагедии».
Из статьи А. Топалова:
«Массовые сцены по праву можно назвать лучшими в спектакле. В них нет безликих фигур. Режиссёр и актёры сумели наделить солдат индивидуальными чертами и создать в эпизодических ролях типичные образы русских людей».
Яркими, запоминающимися стали образы отрицательных персонажей – генерала Стесселя (А. Балаев), его жены (А. Войлошникова), барона Танаки (Г. Морэн). Претензии были высказаны А. Красноусовым в адрес В. Пацерина, исполнителя роли великого князя Кирилла Владимировича. И хотя артист показал в этом образе «бесстыдный паразитизм, гниль и никчемность высшей командной верхушки тогдашнего помещичье-буржуазного общества» (Д. Девятов), рецензенту из Мичуринска хотелось бы «сильнее подчеркнуть черты вырождения Романовых, черты дегенеративного типа – полное, доходящее до цинизма, моральное падение». (А. Красноусов)
В конце мая на спектакле побывал инкогнито московский писатель, автор романа А. Степанов, «смахивавший на сельского учителя старичок в простых очках, в скромном костюмчике». (В. Галицкий). Увидев спектакль в его обычном исполнении, Александр Николаевич остался очень доволен. Особенно ему понравились солдатские сцены. Отметил он и ансамблевость постановки. Поблагодарив и от себя, и от Попова, заговорил о показе спектакля в Москве.
Три столичных комиссии отсматривали наш репертуар для первых гастролей в Москве театра второго тарификационного пояса – нашего театра. В августе «Порт-Артур» и ещё шесть названий театр представлял в течение месяца на сцене театра им. Ермоловой. А после по требованию зрителей гастроли были продлены ещё на десять дней. Три страницы в буклете московской программы отданы «Порт-Артуру».
В это же время находились в столице: Киевский драмтеатр им. И. Франко, Харьковский театр им. Т. Шевченко, Ленинградский театр им. Ленинского комсомола и др. И вот, подводя итог пребывания Тамбовского театра в Москве, газета «Правда» отмечает, что
«один из наиболее удачных спектаклей, показанных на гастролях, – «Порт-Артур».
(Ю. Лукин)
«Сам факт способности театрального коллектива браться за крупную историческую тему и удачно разрешать её средствами сценического мастерства говорит о высоком творческом уровне театра».
(А. Топалов)
«В центре спектакля яркий волнующий образ легендарного адмирала Макарова в талантливом исполнении Ю. Заостровского. Не случайно уже первое его появление на сцене зрители встречают аплодисментами. Высокая представительная фигура быстрый взгляд умных, точно проникающих в душу собеседника глаз – всё сразу привлекает к себе внимание и располагает в его пользу. Макаров в спектакле покоряет зрителя…».
(П. Герага)
Газета «Правда» отмечает образ Макарова как самую значительную удачу актёра. «Бой мы выиграли. Москва была взята», – сказал Галицкий.
В 2018 году Частный музей Денисова передал Музею истории Тамбовского театра некоторые материалы, в том числе ценнейшие фотографии образов из спектакля «Порт-Артур». Настало время нашим современникам заглянуть в эту историю.