Театр, война и две судьбы

Главная 
Фрагменты истории (Искания, находки, открытия) 
Театр, война и две судьбы
Театр, война и две судьбы

Э.П. Степанова,
Хранитель истории Тамбовского театра

В 1937 году была образована Тамбовская область и Тамбовский городской театр должен был преобразоваться в областной стационарный. Для выполнения этой задачи был прислан Лев Михайлович Эльстон, создавший Уральский театр. Эльстон пригласил в тамбовскую труппу Марию Васильевну Васильеву (Горину) вместе с мужем Леонидом Яковлевичем Гориным, который стал заместителем директора театра. Жили Горины на частной квартире на ул. Комсомольской – «бедно, без удобств, без воды, без мебели, обед варили на примусе, как и все актёры» (Из обязательств дирекции: «предоставить работнику жилое помещение площадью 12 кв. метров». Трудовой договор 1937 года)

Л.Я. Горин с сыном Серёжей
Л.Я. Горин с сыном Серёжей
Мара Васильева. г. Киев. 1900 г.
Мара Васильева. г. Киев. 1900 г.
«Женихи». М. Васильева – Арина Пантелеймоновна
«Женихи». М. Васильева – Арина Пантелеймоновна

Мария Васильевна (1886 – 4.1.1960) родилась в Одессе, в семье бедных служащих (мещан). В 1904 году за неимением средств на обучение ей пришлось оставить одесскую гимназию и поступить на службу телефонисткой Киевской телефонной станции. Воспитанница режиссёра-педагога И. Синельникова, впервые она вышла на сцену в Калуге. Член Союза РАБИС (РАБотников Искусств) с 1917 года. Сезон 1934 года – Тамбов, затем Липецкий гортеатр (1935 – 1937 г.): общественная работа – член местного комитета. В Тамбовский городской театр им. Луначарского принята 15 сентября 1937 года (амплуа второй комической старухи на бытовые роли с окладом 405 рублей). В договоре прописано: «Работник обязуется участвовать во всех спектаклях (в пределах норм рабочего времени)». И Мария Васильевна играла всё, что давали.

Матрёна Карповна («Замужняя невеста»)
Матрёна Карповна («Замужняя невеста»)
Глафира Фирсовна («Последняя жертва»)
Глафира Фирсовна («Последняя жертва»)
* * *

Татьяна Александровна Битрих (21.6.1913 – 28.11.2012) родилась в Архангельске на Театральной улице. Отец – учёный лесовод (старший таксатор Лесоустройства Архангельской губернии) был наделён разнообразными талантами: «отлично рисовал, столярничал, играл на валторне, хорошо пел, даже играл в любительских спектаклях». Мама в Совпартшколе «учила русскому языку» возвращавшихся с фронтов гражданской войны. Вскоре соседями Битрих по дому стали муж и жена Еремеевы, которые были страстными любителями театра и играли в самодеятельности клуба «Водник», часто бывали в театре и рассказывали Татьяне о спектаклях. Потом даже возник домашний театр, который обосновался в столовой Еремеевых. Эта супружеская пара стала для Татьяны первооткрывателями искусства театра и в благодарность она с 1944 года берёт сценическим псевдонимом их фамилию.

Григорий Патлис – Павел Греков. 1938 г.
Григорий Патлис – Павел Греков. 1938 г.
Татьяна Битрих. 1937 г.
Татьяна Битрих. 1937 г.
«Машенька». Т. Битрих, Г. Патлис.
«Машенька». Т. Битрих, Г. Патлис.

После девятого класса Татьяна поступила на работу в больницу в качестве машинистки и стала артисткой ТЮЗа «на выходах». Поступила она и в театр-студию при Архангельском ТРАМе (Театр Рабочей Молодёжи), которой руководил ученик Юрия Михайловича Юрьева, будущий муж Татьяны Александровны – Григорий Александрович Патлис.

Сценическая жизнь у «неподготовленной профессионально и духовно» молодой актрисы началась в Севастопольском театре им. Луначарского – это участие в массовых сценах на ставку в 50 рублей. Потом были Могилёв, Рязань, Великий Устюг, Белорецк, Белебей (Башкирия)…

В 1937 году на Московской актёрской бирже появился режиссёр, набиравший актёров в Тамбов. Лев Михайлович Эльстон комплектовал труппу в театр третьего пояса, который перейдёт во второй пояс, как только город станет областным центром. Патлис и Битрих закончили свои сезонные скитания: целых семь лет они были украшением Тамбовской сцены.

Здание бывшего Дворянского собрания было только что отремонтировано и «сцена с колосниками, и артистические уборные, и нарядный зрительный зал с колоннами, и репетиционная комната» ждали их.

Площадь и Тамбовский областной драматический театр имени А.В. Луначарского
Площадь и Тамбовский областной драматический театр имени А.В. Луначарского
* * *

Первый сезон областного театра открылся спектаклем «Любовь Яровая», где Мария Васильевна с успехом и очень просто сыграла крестьянку Марью, потерявшую сыновей в гражданскую войну.

Л.Я. Горин
Л.Я. Горин
М.В. Васильева. Конец 20-х гг
М.В. Васильева. Конец 20-х гг
Серёжа Горин. Юность.
Серёжа Горин. Юность.

Васильева «заявила о себе, как об актрисе добротной, мягкой, правдивой, умеющей без педалей и комикований передать все оттенки душевных переживаний своей героини. Она никогда не прибегала к ярким характерным гримам, наклеенным носам, толщинкам и прочему, что служит иным для успеха и желания смешить. Её героини почти всегда были тихими, бесхитростными, симпатичными – они были разные, но замешанные на искренности и чувстве правды. Для провинциальной актрисы это было признаком вкуса. А ясные голубые глаза её запоминались. Она не просто смотрела на партнёра – она умела ВИДЕТЬ его и оценивать, что нужно считать делом высокого мастерства». (Т.А. Еремеева). Она являла собой образец умной жены, которая в театре ни во что не вмешивалась, не хозяйствовала, не сеяла слухов и сплетен (что было редкостью среди жён руководящего состава).

«Лёня Горин - так звали его в театре – любил нищую актёрскую братию... Он считал себя в этом мире СВОИМ. Не воздвигал преград, разделявших обычно подчинённого с начальством, любил посмеяться в компании, порассказать побасенки и поострить». Но в свои дела и проблемы не допускал и «только любовно посмеивался, кряхтел, кашлял, поглядывая из-под своего пенсне и лукаво отвечал: «А это, дружочек, не Ваше дело».

Начальный этап реорганизации театра: спектаклей нет (первое время – только репетиции), следовательно, никаких доходов. Но актёрам нужно выжить, нужна зарплата. Нет денег – нет костюмов, красок, досок и фанеры, клея, париков, материала. Все эти проблемы свалились на плечи Лёни Горина. Это был «ссутулившийся старик, вечно спешащий куда-то по театральным делам, в сдвинутой на затылок видавшей виды кожаной кепке, синей гимнастёрке, крагах и брюках-галифэ, подбитых кожей… На износ трудился этот человек, у которого не было ничего, кроме любви к театру».

* * *

Татьяна Александровна Битрих (21.6.1913 – 28.11.2012) родилась в Архангельске на Театральной улице. Отец – учёный лесовод (старший таксатор Лесоустройства Архангельской губернии) был наделён разнообразными талантами: «отлично рисовал, столярничал, играл на валторне, хорошо пел, даже играл в любительских спектаклях». Мама в Совпартшколе «учила русскому языку» возвращавшихся с фронтов гражданской войны. Вскоре соседями Битрих по дому стали муж и жена Еремеевы, которые были страстными любителями театра и играли в самодеятельности клуба «Водник», часто бывали в театре и рассказывали Татьяне о спектаклях. Потом даже возник домашний театр, который обосновался в столовой Еремеевых. Эта супружеская пара стала для Татьяны первооткрывателями искусства театра и в благодарность она с 1944 года берёт сценическим псевдонимом их фамилию.

«Стакан воды». Сцена из спектакля. 1937 г.
«Стакан воды». Сцена из спектакля. 1937 г.
* * *

В первое гастрольное лето в июне 1938 года, когда труппа во главе с руководством, выехала в Моршанск, а Горин остался при театре один, чтобы принять труппу оперетты и открыть Летний сад, что примыкал к зданию со стороны Интернациональной улицы, – театр сгорел.

О пожаре в день открытия сада и об аресте Горина (виновник пожара, шпион, заговорщик) и о начале расследования труппа узнала утром в Моршанске. Театр выгорел полностью: сцена, зрительный зал, кулисы, буфетная, репетиционная комната и артистические уборные – всё сгорело. «Лопнули огромные зеркала, рухнула великолепная люстра. Пожар бушевал всю ночь», а шланги прибывших машин были порезаны. Слухов было много, но достоверно о том, что же произошло, никто знать не мог.

Л.Я. Горин
Л.Я. Горин
Пожар в театре. 1938 г.
Пожар в театре. 1938 г.
Серёжа Горин перед войной и в 1941 г.
Серёжа Горин в 1941 г.
Серёжа Горин перед войной и в 1941 г.
Серёжа Горин перед войной

Позднее стало ясно, что Горин невиновен. «Однако он был избит, истерзан и расстрелян. Все, хотя и были убеждены, что Лёня Горин не мог спалить свой родной театр, за который ежедневно вёл бои с несговорчивым начальством, недосыпая, измотанный и подчас голодный, все молчали… И только со страхом поглядывали на несчастную Марию Васильевну, которая стала ходячей тенью, приходила на спектакли, играла свои роли, не говоря ни с кем, сидела в тишине кулис». Вокруг неё образовался вакуум, никто не знал, КАК она жила.

«Вскоре приехал к ней сын, простой и славный Серёжа Горин». Он был принят в должность помощника режиссёра, далее – инспектора сцены, стал актёром вспомогательного состава. Его вызвали в органы и заставили написать отречение от отца, хотя он и не верил, что отец – враг народа. На следующий год началась финская война, и «Серёжа Горин добровольцем ушёл на фронт. И не вернулся больше». В фондах театрального музея сохранились программки спектаклей с упоминанием его имени. А племянником Марии Васильевны из Киева присланы фотографии, одна из которых с портретом Сергея в военной форме помечена 1941 годом. Потом он пропал без вести.

Первая роль в Тамбовском театре для Марии Васильевны оказалась пророческой. Не известно даже, получила ли она похоронку на сына, как и Марья из «Любови Яровой». О Сергее просто попытались забыть, как и о той войне, на которую он ушёл.

«К чести художественного руководителя Льва Михайловича Эльстона» Васильевой не предложили уйти из театра (после известия о расстреле Л.Я. Горина), она была занята в спектаклях (на вторых и третьих ролях), ей даже повысили зарплату.

* * *
«Актёрский дом». На втором этаже окна квартиры, где приютили М.В. Васильеву.
«Актёрский дом». На втором этаже окна квартиры, где приютили М.В. Васильеву.

Татьяна Александровна с большим сочувствием относилась к Марии Васильевне, к её горю, к её сомоизоляции от коллектива театра.

После пожара на два сезона театр обосновался в ДК «Знамя труда». Для актёров построили дом рядом с театром по ул. Карла Маркса, 147 – вроде бы что-то стало налаживаться. Но в «Актёрском доме» для Марии Васильевны комнаты не нашлось, и она осталась «изгоем» на Комсомольской улице.

Т.А. Битрих вспоминает, как Васильева в «Талантах и поклонниках» играла её мать: «Играла очень мягко, никак не педалируя отрицательные штрихи характера. …Так прелестно звучала в её устах знаменитая фраза: «Нам бы лучше деньгами». Это в ответ на корзины цветов к юбилею. Так и пошла в театре в жизнь эта фраза, которая употреблялась во всех подходящих случаях». Играла Васильева и роль Кормилицы Джульетты, и Татьяна Александровна вспоминает, «как было с ней хорошо – по родному». Какая она была «добрая, ласковая, уютная».

Ромео – А. Годлевский, Джульетта – Т. Битрих
Ромео – А. Годлевский, Джульетта – Т. Битрих
* * *
И.З. Шер
И.З. Шер
М.М. Сибинская
М.М. Сибинская

Возможно, так бы всё и продолжалось: сохнущая от горя, замкнувшаяся в себе и находящаяся в атмосфере «вынужденного молчания» Васильева и сочувствующая ей, набирающая актёрское мастерство, фактически, становящаяся «Примой» театра Битрих, – но «в первые месяцы войны сгорел от зажигалки домик, в котором жила Мария Васильевна». И тут происходит пока не объяснённое никем: Битрих с Патлисом и Шер Исаак Зиновьевич с Сибинской Марией Михайловной взяли Горину (Васильеву) к себе. Ведущие актёры театра приютили на своей кухне жену врага народа, привлекши тем самым к себе пристальное внимание органов НКВД. Страна жила в постоянном страхе – как не испугались ОНИ?! «Спала (М.В.) на старом продавленном диване, который подобрали в театре, зато была не одна». Татьяна Александровна «делилась с ней пайком, который давали тогда ведущим актёрам. Впрочем, то, что ели тогда, было скорее пищей символической.»

Работали все до изнеможения. Играли по два – три спектакля в день, рыли траншеи во дворе театра. И Васильева, и Битрих были в составе концертных бригад по обслуживанию госпиталей, все были обязаны пройти всевобуч (всеобщее военное обучение). За первые военные полгода было выпущено десять премьерных спектаклей (при норме семь-восемь спектаклей за театральный сезон).

А две актрисы, как оказалось, во взаимном общении нашли поддержку, опору и понимание: Мария Васильевна, узнав ближе Татьяну Александровну, немного «оттаяла». А для Битрих она стала первым человеком, с кем та поделилась письмом из Александринского театра, в котором её приглашали вступить в их труппу. «Не робейте, – говорила Мария Васильевна, – это счастье, это судьба!» Но в этот раз Битрих не отпустили из театра, на ней лежал репертуар.

«Парень из нашего города» Т. Битрих и Г. Патлис
«Парень из нашего города» Т. Битрих и Г. Патлис
«В степях Украины» М. Васильева
«В степях Украины» М. Васильева

А вскоре возникло приглашение из Малого театра, и «снова Мария Васильевна уговаривала соглашаться, хотя добавляла, что для неё это будет горькая потеря, но у Битрих впереди счастливая жизнь». Татьяна Александровна согласилась.

* * *

Леонида Яковлевича Горина посмертно реабилитировали.

Мария Васильевна Горина-Васильева служила в Тамбовском театре до середины 1950 гг., побывав на более чем успешных гастролях в Москве. Похоронена она на Воздвиженском кладбище в Тамбове. В её оградке благодаря Александру Николаевичу Смирнову находятся ещё две мемориальные таблички, касающиеся Леонида Яковлевича Горина и Сергея Леонидовича Горина. Память храня…

М.В. Васильева-Горина
М.В. Васильева-Горина
Воздвиженское кладбище в Тамбове (таблички Горину Л.Я. и Горину С.Л.)
Воздвиженское кладбище в Тамбове (таблички Горину Л.Я. и Горину С.Л.)
«Волки и овцы» в постановке Малого театра на Тамбовской сцене: Э. Марцевич, Л. Полякова, Т. Еремеева (Битрих) 2008 г. (Фестиваль им. Н.Х. Рыбакова)
«Волки и овцы» в постановке Малого театра на Тамбовской сцене: Э. Марцевич, Л. Полякова, Т. Еремеева (Битрих) 2008 г. (Фестиваль им. Н.Х. Рыбакова)

Т.А. Битрих (Еремеева) с 1944 по 2012 год служила в Малом театре, стала женой Игоря Владимировича Ильинского. Народная артистка РСФСР. Связи с Тамбовом она не прерывала никогда и, возвращаясь «на круги своя» в 2008 году в год своего 95-летия на фестивале имени Н.Х. Рыбакова играла на тамбовской сцене удивительно молодую, озорную, кокетливую Анфусу Тихоновну в спектакле Малого театра «Волки и овцы». Татьяна Александровна приезжала в Тамбов и часто обращалась в воспоминаниях и письмах к тамбовским друзьям за поддержкой и подкреплением сил и считала тамбовский период самым счастливым в своей творческой жизни. В память об этом её сыном Владимиром переданы в наш театральный музей предметы, костюмы, ей принадлежавшие и замечательные портреты художника Григорьева. В её мемориальной комнате они встречают зрителей, приходящих на спектакли. В каком-то смысле Татьяна Александровна тоже навсегда осталась в Тамбове.

Мемориальная комната Т.А. Еремеевой (Битрих)
Мемориальная комната Т.А. Еремеевой (Битрих)
Сын Татьяны Александровны и Игоря Владимировича Ильинского – Владимир на открытии экспозиции. (Экскурсию ведёт Э. Степанова) 2012 г.
Сын Татьяны Александровны и Игоря Владимировича Ильинского – Владимир на открытии экспозиции. (Экскурсию ведёт Э. Степанова) 2012 г.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Воспоминания Т.А. Еремеевой (Битрих). Тамбов. Музей театра
2. Еремеева Т.А. В мире театра. Москва. 1984
3. Дело № 13. 1937 г. Артистка драмы т. Васильева М.В. Тамбов. Музей театра
4. Смирнов А.Н. Театр и вся жизнь. Тамбов. 2005


Статья опубликована в сборнике «Тамбов. Исторический портрет Российского города». Материалы научно-практической конференции. Тамбов. 2015.