Великий актёр Малого театра из тамбовской семьи Гагариных

Главная 
Фрагменты истории (Искания, находки, открытия) 
Великий актёр Малого театра из тамбовской семьи Гагариных
Великий актёр Малого театра из тамбовской семьи Гагариных
Ленский Александр Павлович
Ленский Александр Павлович

У Тамбовского театра давние связи с Малым театром: великие гастролёры из Малого любили выступать в Тамбове: Павел Степанович Мочалов, Василий Игнатьевич Живокини, Гликерия Николаевна Федотова, Константин Николаевич Рыбаков. Играл в наших «Волках и овцах» в 1950 году Игорь Владимирович Ильинский. Режиссёр Владимир Яковлевич Мартенс из Тамбовского театра перешёл в Малый и сорежиссировал Ильинскому во многих его постановках.

Фестиваль имени Николая Хрисанфовича Рыбакова 7 лет проходил под патронатом Малого театра. Председателями жюри были Каюров, Клюквин, Коняев, Коршунов. Приезжал и Юрий Мефодьевич Соломин. Пять фестивалей открывались спектаклями Малого с участием знаменитейших артистов: Людмилы Поляковой, Евгении Глушенко, Александра Коршунова, Василий Бочкарёва, Эдуарда Марцевича и нашей дорогой Татьяны Битрих-Еремеевой в год её 95-летия («Волки и овцы»).

Славу Малого театра составили также наши земляки Владимир Николаевич Давыдов, Николай Александрович Анненков и, наконец, Ленский Александр Павлович, внебрачный сын Павла Ивановича Гагарина, брат философа Николая Фёдорова по отцу.

Вклад его в Российский театр определяется в предисловии к книге «А.П. Ленский. Статьи. Письма. Записки.»: «В 1873 году Ленский в Москве, анонсирован в труппе Частного общедоступного театра. Сохранившиеся афиши позволяют установить его высокое третье место в труппе после Н.Х. Рыбакова и П.П. Медведева».

* * *

Род Гагариных был театральный. Князь Иван Алексеевич Гагарин, сенатор, действительный тайный советник (по моде того времени – масон) – состоял в репертуарном комитете Императорских театров. Павел Иванович Гагарин – его старший сын от первого брака, входил в ряд самой высокой русской аристократии и, будучи меценатом, решил стать антрепренёром. В Одессе в 1840 году организовал из привезённых крепостных свою труппу и оркестр и фактически создал там театр. Там он и познакомился с гастролирующей певицей Ольгой Вервициотти (английской подданной с итальянской фамилией) и создал новую семью.

Родился А.П. Ленский (Вервициотти) в Кишинёве 1 (13) октября 1847 года. Так как родители его не состояли в официальном церковном браке, хотя ребёнок рос в семье, он считался внебрачным – незаконным сыном. Гражданский брак Павла Ивановича с «певичкой» был воспринят древним княжеским родом Гагариных с великим негодованием, им хватило и поведения его отца, женившегося на актрисе Семёновой (выдающейся русской актрисе!). В результате, новая гражданская семья была лишена богатой семейной доли состояния, осталось лишь имение Сасово Тамбовской губернии. Туда и удалилась семья с грудным Александром Павловичем.

Флигель в имении Гагариных
Флигель в имении Гагариных

Яркие детские воспоминания об этом периоде жизни в родовом имении на Тамбовщине: «… светлая комната с большим окном в тенистый сад с вековыми липовыми аллеями, с кустами сирени, роз и жасминов под окном; большая терраса с двумя закруглёнными спусками в сад. … кроватка с образком св. Александра Невского у изголовья…» («А.П. Ленский). Скоро родился ещё один сын, Анатолий, тоже со временем ставший актёром Малого театра под псевдонимом Ленский-2, но он не был наделён большим талантом.

Рос Александр одиноко: брат Анатолий был ещё грудным, а с крестьянскими и дворовыми детьми ему играть не позволялось. Была попытка привлечь на роль Пятницы дворового мальчика, сына скотницы Агафьи, Морьку, по прозвищу «беспортошный», и уже состоялось их тайное свидание «в лопухах подле плетня, отделяющего сад от огорода. …два-три дня велась оживлённая – до самозабвения – игра», но стоило им выбраться на открытое пространство, как их заметили, разлучили, наказали и Александр «снова стал одинок в этом огромном доме и саду…»

Дома с ним почти не разговаривали: «За столом говорить, когда говорят «большие», нельзя, просить о чём-нибудь тоже нельзя, а нужно дожидаться, пока дадут; одним словом, с детских лет я был обречён на подвиг молчальника, и следы от этого остались на всю жизнь…». Мальчик стал жить в мире фантазий. Скоро любимым героем его стал Дон-Кихот:

«Прикрывшись заслонкой от русской печки или кругом от кадушки и зажав в руке длинную палку, на воображаемом Россинанте отправлялся искать приключений… нападал на изгороди, разил подсолнухи, сокрушал гряды с маком, вступал в единоборство со свиньями, овцами и стадами домашней птицы, причём от гусей получал иногда и возмездие…

…Любимым местопребыванием в зимнее время был кабинет отца. Это была довольно большая комната с тремя большими окнами в сад. Одна из стен от полу до потолка состояла из полок, заполненных книгами в кожаных переплётах и без переплётов, большая часть которых была на французском языке.

У перегородки, за которой помещалась мастерская отца с верстаком и токарным станком, стояла широкая софа, на которой всегда отдыхал отец. В простенке между двумя окнами боком стояло бюро отца работы крепостных столяров. Это было весьма громадное и замысловатое сооружение…

Над софой висел …портрет вельможи, разительно похожий на отца; это был человек с курчавой, в кольцах шевелюрой, в штатском костюме начала XIX века, с двумя звёздами на груди и лентой через плечо. Это был портрет [деда].

У одного из окон кабинета стоял пюпитр с нотами и столик, на котором лежала любимая скрипка отца… В тяжёлые минуты своей жизни он никогда не играл по нотам, а всегда импровизировал… Эти скорбные звуки наполняли огромный сад…»

Рисунок главного дома
Рисунок главного дома

Князь Павел Иванович горячо любил своих двух братьев Александра и Дмитрия, особенно старшего. В письмах писал полный титул и обращался на «Вы», но ответов не получал и впоследствии так и умер в нищете.

Однажды, ожидая проезда князя Александра Ивановича на Кавказ, Павел Иванович позвал жену, взял Сашу за руку и вышел с ними на подъезд. Мать «конфузливо прижалась к колонне фронтона…» Но экипаж не остановился.

У Павла Ивановича были и до того внебрачные дети, в том числе дочь Елизавета Павловна Макарова, ставшая актрисой Московской Императорской труппы и вышедшая замуж за актёра той же труппы К.Н. Полтавцева. Родным братом Елизаветы Макаровой и родным братом Ленского по отцу был русский философ Николай Фёдорович Фёдоров (1828–1903), которого в семье Полтавцевых звали Николаем Павловичем (фамилию и отчество Фёдоров получил по имени крёстного).

Александр Ленский после смерти матери с 1858 года жил и воспитывался в семье своей старшей сестры по отцу Елизаветы Полтавцевой, где мальчика «гоняли то в магазин, то на почту… Житьё …становилось всё хуже и хуже…» и Несмотря на это знание театра пришло к нему во многом благодаря Полтавцевым – мальчик постоянно посещал Малый театр. Он участвовал в любительских спектаклях, декорации для которых сооружались на пятачки для завтраков малолетних «артистов».

В 1865 году Александр Павлович переехал во Владимир к своей родной сестре по отцу, законной дочери князя Гагарина, Зинаиде Павловне, которая была замужем за подполковником И.А. Тришатным. (в другом источнике –полковник Шатов). С большой теплотой вспоминает он время, проведённое в этой семье во Владимире: «Я стал актёром и самостоятельным человеком». Здесь он дебютировал в труппе А.М. Читау-Огарёвой. Как признаётся сам Ленский, он «весьма наивно смотрел на провинциальный театр, так как, кроме московского Малого, никакого не видел. Воображал, что в каждом театре труппа должна иметь сходство с труппой Малого театра, что роль Садовского (ту, что играет Садовский) – должен играть актёр, похожий на Садовского, роль Шумского – похожий на Шумского, и т.д. Сам, например, мечтал заменять собой Рассказова и неистово копировал этого артиста».

На провинциальных сценах Ленский играл до 1876 года. Интересны его первые впечатления от Нижнего Новгорода: «Поселившись в гостиницу, … заказали три порции рубленых котлет. Вскоре (их) принесли, но что это были за котлеты!.. Каждая была не менее шести вершков длины и трёх ширины, при соответствующей толщине, при этом горы горошку и поджаренного картофеля и по огромному ломтю белого хлеба. Стоимость каждой порции – тридцать копеек».

Рис. А.П. Ленского. Дон Сезар де Базан (грим). 1880.
Рис. А.П. Ленского. Дон Сезар де Базан (грим). 1880.
И.Н. Крамской. А.П. Ленский в роли Петруччио. «Укрощение строптивой»
И.Н. Крамской. А.П. Ленский в роли Петруччио. «Укрощение строптивой»

Далее он связал свою жизнь с Московской императорской труппой. Играл на сцене, ставил спектакли, заняв затем пост главного режиссёра Малого театра. Занимался Александр Павлович и педагогической деятельностью, и экспериментальными постановками. Но основой его мастерства всегда оставались принципы психологической правды в искусстве. Ему были доступны роли разного амплуа: и трагические, и комические. Блистал он в пьесах Шекспира, Мольера, Шиллера, Островского. Среди лучших ролей – Гамлет, Ричард III. Иван Николаевич Крамской запечатлел его в роли Петруччио из «Укрощения строптивой».

В России считалось, что главное для актёра талант и совсем необязательно образовывать его. Но Александр Павлович заявил на 1-м Всероссийском съезде сценических деятелей, состоявшемся в 1897 году: «Театр тогда только способен интересовать собой общество, тогда только может приносить ему действительную пользу, когда мы, представители сценического искусства, будем стоять по своему образованию и развитию если не выше, то по крайней мере никак не ниже его». (М. Царёв)

Рис. А.П. Ленского. Вильгемин Оранский. «Эгмонт». 1888.
Рис. А.П. Ленского. Вильгемин Оранский. «Эгмонт». 1888.
Павел Афанасьевич Фамусов. «Горе от ума».
Павел Афанасьевич Фамусов. «Горе от ума».

Ленский был щедро наделён сценическим талантом. Станиславский рассказывает об этом: «…Ленский обладал совершенно исключительной сценической мягкостью, с которой мог бы сравниться разве лишь В.И. Качалов. Я был влюблён в Ленского: и в его томные, задумчивые, большие голубые глаза, и в его походку, и в его пластику, и в его необыкновенно выразительные и красивые кисти рук, и в его чарующий голос тенорового тембра, изящное произношение и тонкое чувство фразы, и в его разносторонний талант к сцене, живописи, скульптуре, литературе. Конечно, в своё время я усердно копировал его достоинства (тщетно!) и недостатки (успешно!)». (К.С. Станиславский)

Возможно, это были родовые черты Гагариных.

Александр Павлович не любил фотографироваться в ролях, поэтому сохранились его рисунки – автопортреты в предполагаемом гриме и только несколько фотографий в ролях.

Фальстаф.  «Виндзорские проказницы».
Фальстаф. «Виндзорские проказницы».
Столбцов. «Новое дело». 1890
Столбцов. «Новое дело». 1890

Умер А.П. Ленский в 1908 году успев приобщиться с сыном Александром Александровичем к революционному движению 1905 года. «Он в октябре подал в отставку. Её бы, конечно, не приняли, но через 2 дня он скончался от сердечных приступов, завещав похоронить себя в своём любимом имении, даче на Днепре, недалеко от Киева, рядом с Каневым, где прах его покоится». (Нелидов) / Могила артиста находится в г. Каневе недалеко от могилы А. Гайдара/.

ЛИТЕРАТУРА:
1. В.А. Нелидов. Об А.П. Ленском. // Ленский А.П. Статьи. Письма. Записки. М. 2002. С.374
2. К.С. Станиславский «Моя жизнь в искусстве» М. «Искусство» 1988 г. С.89
3. М. Царёв «Малый театр». Московский рабочий. 1976 г. С.57
4. А.П. Ленский «Статьи. Письма. Записки.» М. 2002. С.21, 22, 23-24, 26, 37, 39, 53. Сноска № № 7, 75


Статья дополнена и доработана. (Опубликована в сборнике статей V областных музееведческих чтений. «Музей… он и есть надежда века…» Тамбов. 2015.)