История ТОГАУК Тамбовтеатр
Главная 
История театра

Краткая история становления и развития
Тамбовского драматического театра

Конец XVIII века...

Тамбовский драматический театр принадлежит к числу старейших в России провинциальных театров. Первые страницы его жизни связаны с именем крупнейшего русского поэта и общественного деятеля конца XVIII века Гавриила Романовича Державина (1743 - 1816).

При поддержке наместника в Тамбове составился кружок любителей сценических искусств. В этом кружке – вероятно не без влияния самого Гавриила Романовича – зародилась идея давать публичные театральные представления. Эти начинания Державина горячо поддержала и Екатерина Яковлевна – супруга поэта. Из Петербурга были выписаны театральный машинист и декоратор обрусевший итальянец Барзанти, «живописец для расписывания кулисов» и танцмейстер. Помещик Сатин предоставил в распоряжение губернатора хор домашних певчих (из крепостных), а крепостные помещика Свечина составили основу губернского оркестра, капельмейстером которого был музыкант Журавченко. Первое в Тамбове театральное представление состоялось 24 ноября (5 декабря по новому стилю) 1786 года – в день тезоименитства императрицы Екатерины II, что было особо отмечено в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» от 29 января 1787 года.
Так как специального театрального здания ещё не было, сцену устроили в просторном зале губернаторского дома. Парадный спектакль состоял из двух отделений: сначала шёл державинский «Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища», а затем пятиактная комедия М. Верёвкина «Так и должно».

Спектакль произвёл на зрителей огромное впечатление. Успех был полным. Но Державин стремился к созданию профессионального театра для широкой публики. Вскоре он получил от своего непосредственного начальника генерал-губернатора И.В. Гудовича не только разрешение на постройку специального театрального здания, но и определённые средства.

Прогрессивные начинания тамбовского губернатора были встречены в высших сферах без энтузиазма. Более того, эта его деятельность, по словам самого поэта, явилась причиной скорой и неожиданной перемены фортуны. Губернаторство закончилось для Державина отставкой. В январе 1789 года он уехал в Петербург. Многое из задуманного им осталось невыполненным. Но культурному развитию Тамбова было положено хорошее начало.

XIX век...

В начале XIX века Тамбовский театр вновь пережил некоторое оживление. Бывшая участница державинского кружка М.Г. Орлова, успешно исполнявшая роль Мельпомены в «Прологе», собрала довольно большую для провинции, состоящую в основном из любителей, труппу. Были в труппе Орловой и талантливые актёры из крепостных. Спектакли давались в построенном и оборудованном ещё при Державине театральном здании, но пожар, случившийся в 1815 году, уничтожил его. Муж Орловой, богатый тамбовский помещик Маслов выстроил новое помещение.

Вскоре в Тамбове начались выступления небольшой кочующей труппы. Одним из первых её спектаклей была популярная комедия «Лебедянская ярмонка или Обращённый мизантроп» А.Д. Копьева. У тамбовского зрителя комедия имела успех, возможно потому, что в какой-то мере отражала местные нравы (Лебедянь в то время относилась к Тамбовской губернии).

Одним из первых антрепренёров, содержавших Тамбовский театр, был (в 1829 – 1830 г.) актёр П.А. Соколов, а после него, до середины 40-х годов XIX века – отставной подпоручик Н. Голощапов, человек весьма деятельный и практичный. Репертуар руководимой им труппы отражал те тенденции «устрашательности», «развлекательности» и лжепатриотизма, которые были общими для провинциальных театров в те годы.

Стремясь угодить вкусам дворянско-помещичьей и чиновной публики, труппа Голощапова ставила драмы Н.А. Полевого «Русский человек добро помнит», «Параша Сибирячка», «Иголкин, купец новгородский»... Для привлечения публики в один вечер давались обычно две пьесы – мелодрама и водевиль. Нередко программа дополнялась дивертисментом с пением и танцами, пантомимическими представлениями.

В материалах Центрального театрального музея имеется отчёт канцелярии тамбовского губернатора о состоявшихся в апреле 1838 года в местном театре спектаклях. Среди большого числа низкопробных и бессодержательных пьес встречаются две жемчужины мировой драматургии: «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя (тамбовский спектакль – одно из самых ранних сценических воплощений великой русской комедии на периферии).

Событием для публики и местной труппы бывал приезд на гастроли выдающихся артистов столичных государственных театров. Играя с ними на одной сцене, местные актёры перенимали опыт мастеров.
В 1840 году на тамбовской сцене выступал Павел Степанович Мочалов, актёр Московского Малого театра. Великий трагик неоднократно выезжал в центральные губернии России. В этих гастрольных поездках принимал участие и Николай Хрисанфович Рыбаков, тогда ещё молодой, но уже широко известный в провинции актёр.

Триумфальным было исполнение Мочаловым роли Гамлета. Его Гамлет был героем, не страдающим и размышляющим, а активно действующим, вступающим в бой за добро и справедливость. Роль Гамлета на тамбовской сцене сыграл также Рыбаков (которому было в то время 29 лет), он не копировал своего великого коллегу, а давал самостоятельную интерпретацию образа.

Большую радость тамбовской публике доставил выступавший летом 1844 года крупнейший водевильный актёр Московского Малого театра Василий Игнатьевич Живокини. Выдающийся комик, как никто другой, умел придавать своим персонажам острую характерность, доводя их отдельные черты до гиперболы. Только внешне придерживаясь текста роли, Живокини щедро дополнял его остротами и отсебятинами, используя любую возможность для непосредственного общения с аудиторией. В такой манере исполнял он и свою коронную роль – Синичкина в водевиле Д.Т. Ленского «Лев Гурыч Синичкин». Знатоков привлекала и музыка в спектакле, написанная популярным в то время композитором и театральным деятелем Алексеем Николаевичем Верстовским, уроженцем Тамбовской губернии.

Успех выступлений Живокини был исключительно велик. Несмотря на высокую стоимость билетов (ложи от 3 до 4 рублей серебром, для «простонародья» были места в амфитеатре за 30 коп.), зрительный зал в дни выступлений актёра бывал переполнен.

Осенью 1876 года, после успешных выступлений в Москве, молодой артист Владимир Николаевич Давыдов вместе с женой, тоже актрисой, приехал в Тамбов. Точнее – вернулся в город своей юности. Владимир Давыдов (настоящие имя Иван Горелов) ещё в годы учёбы в тамбовской гимназии сыграл свои первые роли в школьных спектаклях. Под руководством преподавателя словесности гимназисты ставили пьесы Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя. Юный Давыдов играл Бобчинского в «Ревизоре», Молчалина в «Горе от ума», Пимена в «Борисе Годунове», Простакову в «Недоросле». Уже в детстве будущий знаменитый артист обладал большими способностями к перевоплощению и в исполнении названных ролей обнаруживал несомненное сценическое дарование.
Владимир Николаевич Давыдов
Константин Николаевич Рыбаков в роли Несчастливцева («ЛЕС»)
В Тамбов Давыдов вернулся уже известным провинциальным актёром и вскоре стал любимцем местной публики. Особенно ярко он раскрывал свои возможности в водевилях и опереттах, где актёрам приходилось декламировать, танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах. Давыдов проделывал всё это с большим мастерством, за что удостоился похвалы «самого» Николая Хрисанфовича Рыбакова.

Н.Х. Рыбаков приехал в Тамбов в зените своей славы, после того, как Москва отметила 50-летний юбилей сценической деятельности выдающегося русского трагика. Приветствовать славного ветерана провинциальной сцены от имени тамбовских артистов поручили Давыдову, который сказал: «Полвека русскую сцену украшает великий талант художника и не менее великое сердце человека, которые для русского артиста горят путеводной звездой в искусстве. Вся Русь в лице Москвы только что отпраздновала великий праздник славной годовщины. Пусть же и Тамбов приветствует гениального артиста, славное имя которого – Рыбаков!». Публика восторженно приветствовала корифея русской сцены. Вместе с отцом на сцену вышел и двадцатилетний Константин Рыбаков (впоследствии известный актёр Малого театра).

Великий драматург А.Н. Островский глубоко уважал Рыбакова. В тексте пьесы есть такая реплика Несчастливцева: «В последний раз в Лебедяни играл я Велизария, сам Николай Хрисанфыч Рыбаков смотрел. Кончил я последнюю сцену, выхожу за кулисы, Николай Рыбаков тут. Положил он мне руку на плечо»… Тамбовским театралам не пришлось увидеть Н.Х. Рыбакова в этой роли. Смерть выдающегося мастера русской сцены 15 ноября 1876 года помешала осуществлению данного замысла. Сохранился текст стихотворной надписи на памятнике Н.Х. Рыбакова:
Николай Хрисанфович Рыбаков (ранний портрет)
М.П. Садовский и Н.Х. Рыбаков в комедии Островского «ЛЕС»
В зимний сезон 1876 - 1877 годов Давыдов с неизменным успехом продолжил свои выступления в Тамбове. Среди сыгранных им в этот период ролей были: Жевакин («Женитьба» Гоголя), Афоня («Грех да беда на кого не живёт» Островского), Нелькин («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина), множество водевильных ролей. Иногда он выступал и в сборных концертных программах, причём на афишах объявлялся как певец, куплетист и рассказчик.

В начале 90-х годов спектакли ставило товарищество актёров под руководством П.П. Струйного. Об интенсивности работы товарищества можно судить по такому факту: в лето 1891 года было показано 55 спектаклей, причём названия менялись почти ежедневно. Репертуар был «летний» - то есть ещё более облегчённый и бессодержательный, чем обычно.

В эти же годы в труппе Тамбовского театра под псевдонимом Ольгиной состояла Екатерина Павловна Корчагина-Александровская (получившая одной из первых в стране высокое звание народной артистки СССР).

1-я половина XX века...

Оставшиеся в Тамбове актёры образуют товарищество «на паях». В октябре 1902 года окрепшая труппа обращается к творчеству Горького. На сцену вышли персонажи его пьесы «Мещане». Спектакль, как отмечали «Тамбовские губернские ведомости» (от 12 октября 1902 года), имел несомненный успех: «Давно уже с подмостков нашей сцены не раздавался такой сильный, страстный призыв к энергии, к бодрому отношению к жизни, к борьбе за эту жизнь, за своё счастье».

31 января 1918 года Тамбов был объявлен советским. Тамбовский театр, который отныне стал именоваться Народным театром комиссариата просвещения, весной открыл свой первый сезон. Труппа, состоявшая из опытных профессиональных актёров, была скомплектована по давно заведённым правилам, то есть с полным набором традиционных актёрских ампула: первый любовник, второй любовник, простак, гран-дама и так далее. Всего в труппе состояло 25 актёров, возглавлял этот первый коллектив Народного театра главный режиссёр В.С. Бардин.

На первом губернском съезде культурно-просветительных организаций в августе 1918 года был создан Губпролеткульт. Местные организации Пролеткульта сыграли немаловажную роль в привлечении молодёжи к художественному творчеству и в объединении культурных сил города. Возникали студии, где городская молодёжь обучалась основам художественного мастерства.

Оживление культурной жизни в городе побуждает и театр применяться к новым условиям. В его репертуаре более значительное место начинает занимать классика. Только в июле и августе 1918 года Народный театр показал «Бесприданницу», «Грозу», «Доходное место», «Женитьбу Белугина» и «Без вины виноватые» Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Власть тьмы» Л. Толстого, «На дне» Горького, инсценировку романа Достоевского «Идиот». Создание Пролеткульта с его студиями дало определённый толчок распространению театральной самодеятельности, которое особенно широко развернулось в пору гражданской войны.
В Тамбове многочисленные драматические кружки, солидно именовавшие себя театрами, давали публичные спектакли. Подлинным театральным фестивалем была ознаменована первая годовщина великого Октября. Железнодорожный театр показал пьесу О. Мирбо «Дурные пастыри», Театр при артиллерийском складе – «Ткачей» Г. Гауптмана, Театр Союза торгово-промышленных служащих – «Гимн нищете» С. Белой, 
Театр почтово-телеграфного агентства «Гибель «Надежды» Г. Гейерманса, 
кружок любителей при центральном комитете учащихся – «На дне»
Горького, труппа театральной студии Губпролеткульта – «Королевского брадобрея» А. Луначарского. Всего в этот день было показано в городе 
девять (!) разных спектаклей.

Марий Мариусович Петипа – младший сын прославленного балетмейстера Мариуса Петипа, в 20-е годы был ведущим актёром в Тамбовском театре. С большим успехом он сыграл Хлестакова в «Ревизоре», Освальда в «Приведениях» и ряд других ролей. Но как ранее для Н.Х. Рыбакова, Тамбов оказался для М.М. Петипа тем городом, где завершился не только творческий, но и жизненный путь артиста 1 апреля 1921 года.

С января 1920 года Тамбовский Народный театр стал называться Первым Советским театром. Это был профессиональный театр, в отличие от Первого Пролетарского театра, в котором играли студийцы Пролеткульта и любители.

К началу зимнего сезона, который открылся 20 октября, в Первом Советском театре сформировалась труппа во главе с главным режиссёром А. Дороховым, включающая более тридцати актёров. Появились в труппе профессиональные декораторы и даже администратор. Но самой примечательной фигурой в новой труппе был двадцатидвухлетний В.В. Ванин, тогда начинающий актёр на амплуа «простака», а впоследствии –артист театра и кино, народный артист СССР.
Б.М. Снигирёв
Н.М. Варзин
Эмблема Тамбовского городского театра им. Луначарского
Василий Васильевич Ванин родился в Тамбове 1 (13) января 1898 года в семье железнодорожного служащего. С театром родного города Ванин был связан с 1915 года, когда его приняли в антрепризу Е. Хренниковой статистом и рабочим сцены. После окончания студии летом 1920 года Ванин был принят в Первый Советский театр. Дебютная роль сапожника Ланца в пьесе Филиппи «Туннель» оказалась удачной. В сентябре 1922 года Ванин уехал в Петроград, играл в театрах «Новая драма» и «Кривое зеркало», а с 1924 года на протяжении четверти века был ведущим артистом Московского театра имени Моссовета (до 1938 года – театр им. МОСПС). За работу в театре и кино Ванин был трижды удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

30 января 1921 года в помещении Рабочего дворца (бывшем здании Дворянского собрания) открылся VII губернский съезд Советов, в работе которого принял участие А.В. Луначарский. 6 февраля делегатам съезда был показан спектакль «Власть тьмы» Л. Толстого. Можно считать, что этим спектаклем положено начало новому отсчёту времени в жизни Тамбовского театра: съезд решил передать под театр все помещения Рабочего дворца. Официально весенний сезон в театре имени Луначарского был открыт 10 марта 1921 года тем же спектаклем «Власть тьмы» в постановке главного режиссёра театра Бориса Михайловича Снигирёва.

Одновременно в Тамбове начал свою деятельность и Первый Пролетарский театр-студия. Творческая программа театра, возглавляемого режиссёром Николаем Михайловичем Ряжским (Варзиным), складывалась под сильным влиянием пролеткультовских идей.

В 1928 году была образована Центрально-Чернозёмная область (ЦЧО), в состав которой вместе с Воронежской, Курской и Орловской вошла и Тамбовская губерния. Тамбов стал центром округа. Работа театра имени Луначарского теперь направлялась и контролировалась тамбовским городским отделом Управления театрами ЦЧО.
Летом 1929 года группа артистов городского театра имени Луначарского под руководством очередного режиссёра Я.А. Жданова впервые выехала на обслуживание районов округа. Гастроли прошли в Рассказовском и Кирсановском районах.

В 1937 году стационирование внесло серьёзный перелом в жизнь периферийных театров. В предшествующий период большинство актёров и многие режиссёры ежегодно меняли место работы, переходя из одной труппы в другую. Это мешало созданию слаженного актёрского ансамбля, резко сокращало продолжительность сценической жизни спектаклей. Первому главному режиссёру областного драматического театра имени А.В. Луначарского Льву Михайловичу Эльстону (создателю Уральского рабочего реалистического театра), предстояло собрать труппу, которая выступала бы в Тамбове постоянно, привлекая внимание зрителей не новизной состава, а повышением своего исполнительского мастерства и художественного уровня спектаклей.

21 октября 1937 года областной драматический театр имени А.В. Луначарского открыл свой первый сезон спектаклем «Любовь Яровая».

Летом 1938 года в течение двух месяцев в Тамбове гастролировал театр для детей из Куйбышева, а в 1939-1941 годах в помещении клуба «Авангард» работал Тамбовский театр юного зрителя. Открывшийся в октябре 1939 года пьесой 
М. Светлова «Сказка», ТЮЗ имел в репертуаре спектакли: «Гимназисты» 
К. Тренёва, «В стороне» В. Любимовой, «Черный товар» (по роману Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома») А. Бруштейн и Б. Зона, «Великий еретик» Персонова и Добржанского, «Доходное место» А. Островского, «Слуга двух господ» 
К. Гольдони… После расформирования ТЮЗа (в 1941 году) некоторые 
актёры перешли в театр имени Луначарского.
Сцена из спектакля “Партизаны в степях Украины”
Годы накануне Великой Отечественной войны в жизни театра можно с полным правом назвать годами творческого становления и утверждения на его сцене принципов социалистического реализма. В мае 1940 года восстановленным спектаклем «Профессор Полежаев» театральная общественность города отметила 35-летие сценической деятельности заслуженного артиста Республики Бориса Петровича Шмита. Как и три года назад юбиляр играл заглавную роль.

Весной 1941 года вышли два весёлых, оптимистических спектакля, оба поставленные режиссёром А.М. Незнамовым: очень популярные комедии «Ночь ошибок» О. Голдсмита и «Собака на сене» Лопе де Вега.

Среди актёров Эльстона была молодая талантливая Татьяна Битрих, которая очень скоро стала ведущей актрисой театра. Ей довелось сыграть практически всех молодых героинь репертуара тех лет. Её Джульетта покорила зрителей. Именно эту роль выпало играть актрисе в роковой день 22 июня 1941 года, когда во время воскресного шефского спектакля было объявлено о начале войны. В своей книге «Театр в моей жизни» народная артистка РСФСР Татьяна Александровна Еремеева (Битрих), актриса Малого театра России, рассказывает о военных годах в Тамбове.

С первых же дней войны артисты начали выступать с отрывками из спектаклей и концертными номерами в воинских частях, на призывных пунктах, на вокзале. Многие работники театра подали заявления с просьбой о призыве в армию. А театр нужен, нужен для того, чтобы в бойцах Красной Армии и тех, кто завтра встанет в её ряды, пробуждать твёрдость духа, мужество, уверенность в победе.

Только один день 23 июня не загоралась рампа на сцене театра имени Луначарского. А уже 24 июня возобновляется регулярный показ спектаклей.
В этот и следующий день на сцене – «Ромео и Джульетта», а 27 и 28 июня – спектакль «Мой сын» по пьесе венгерского писателя-антифашиста Шандора Гергея, выпущенный в мирные дни февраля 1941 года. Теперь он зазвучал по-иному. Всего же во второй половине 1941 года театр выпустил десять(!) новых спектаклей.

Тревожная обстановка военных будней наложила свой отпечаток и на внутреннюю жизнь коллектива. При театре создаётся и регулярно проводит занятия подразделение всевобуча (всеобщего военного обучения). Мужской состав каждое утро занимается строевой подготовкой, учится стрелять, ползать по-пластунски. Незаурядные командирские способности обнаруживают артисты А.П. Мансуровский, Б.Ф. Ришар, И.Н. Марин. Во дворе театра вырыли траншеи для укрытия на случай воздушных налетов. Особая группа, включавшая и женщин, проходила подготовку бойцов противовоздушной обороны.

«Трудными были для артистов первые военные зимы. Театр не отапливался, выбитые окна заделывались фанерой, зрители сидели в валенках, полушубках. Но спектакли шли, регулярно выпускались премьеры. Тема мужества, впервые раскрытая в «Крылатом племени», продолжена в спектаклях «Русские люди» и «Жди меня» К. Симонова. Напряжённо, с большим патриотическим подъёмом работающий коллектив (ежедневно играли два-три спектакля, выступали в цехах заводов, в военных госпиталях, собирали средства на постройку самолета, дважды бригады артистов выезжали на фронт) сумел одержать ряд значительных творческих побед. Несомненной удачей тетра была постановка драмы Л. Леонова «Нашествие».
«Ромео и Джульетта». А. Годлевский, Б. Шмит, Т. Битрих
«Жди меня». Т. Битрих, Н. Смирнов
С осени 1944 года пост главного режиссёра театра занял заслуженный артист РСФСР Алексей Евфимьевич Ларионов. В репертуаре начавшегося сезона произведения русской классики («Три сестры», «Поздняя любовь», «Горе от ума») сочетались с пьесами советских драматургов: «Где-то в Москве» В. Масса и М. Червинского, «Так и будет» К. Симонова… Большое место в репертуаре сезонов 1945 и 1946 годов занимала драматургия А.Н. Островского. В постановках его пьес интересно показало себя новое пополнение труппы (в которой тогда состояло сорок четыре актёра). Так, в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» артист Л.Н. Герц убедительно показывал ум и расчетливую деловитость Глумова, Е.А. Ростова была достоверна в роли Турусиной, а Л.В. Развозжаев – в роли Городулина.
«Бессмертный». 1945 г.«Петр I». Т. Тагац, А. Ларионов. К октябрьским дням 1945 года театр поставил поэтичную сказку «Снегурочка». В ходе подготовки спектакля в фойе театра экспонировалась специальная выставка, отражающая участие каждого театрального цеха. Фотографии артистов в ролях сопровождались их заметками о работе над образами.

Масштабным полотном, правдиво воссоздающим образы далёкого прошлого, явилась постановка историко-героической пьесы А. Толстого «Пётр I» (реж. А.Е. Ларионов, худ. В.А. Айвазян). Из удач исполнителей следует отметить в роли Петра I самого постановщика, в роли Меньшикова – Л.Н. Герца. Очередным достижением популярнейшего в те годы артиста А.Ф. Годлевского было создание сложного характера царевича Алексея.
Сцена из спектакля «Бессмертный».
«Петр I». А. Ларионов, Т. Тагац.

2-я половина XX века...

В последующее десятилетие (1947-1957) творческую деятельность театра им. А.В. Луначарского возглавлял главный режиссёр Владимир Александрович Галицкий. Уже первый поставленный им спектакль – «Жизнь в цвету» А. Довженко о И.В. Мичурине был особенно близок тамбовскому зрителю как основанный на «местном» материале. И хотя автором был украинский драматург, эту постановку можно рассматривать как начало работы театра над местной темой.

Характерной особенностью сезона 1949-1950 годов явились гастрольные выступления в спектаклях Тамбовского театра известных мастеров сцены: народного артиста СССР И.В. Ильинского в роли Аполлона Мурзавецкого в спектакле «Волки и овцы», популярного в те годы артиста театра и эстрады народного артиста РСФСР В.Я. Хенкина в роли фотографа Тузова в «Роковом наследстве», полюбившихся многим по работам в кино заслуженной артистки РСФСР Н.У. Алисовой в роли Ларисы и народного артиста РСФСР С.В. Мартинсона в роли Карандышева в «Бесприданнице».

В эти годы заметное место в труппе занимали две молодые актрисы
 – А.М. Бабахан и В.М. Леонтьева.
Анна Михайловна Бабахан-Андреева, запомнившаяся тамбовским зрителям как Лиза в «Дворянском гнезде», Маша в «Дубровском», Лариса в «Бесприданнице», 
в середине 50-х годов вступила в труппу МХАТа. Причём первое появление 
А.М. Андреевой на сцене Художественного театра известный драматург И. Шток называет театральным чудом: «…она попросила дать ей дебют. Предложила сыграть Анну Каренину в прославленном спектакле. Сказать, что это был триумф – это ничего не сказать. Зрители стоя аплодировали дебютантке, рампа сцены была завалена цветами. Ветераны Художественного театра приветствовали Андрееву. О. Книппер-Чехова, В. Станицын, М. Яншин обнимали её, А. Грибов прислал ей письмо».

В.М. Леонтьева сыграла на тамбовской сцене Наташу в «Счастье», Джемму в «Оводе», Северову в «Московском характере», Ларису в «Бесприданнице»... Но в полной мере её талант раскрылся перед телевизионными камерами. В 70-е – 80-е годы ведущую телевизионных программ народную артистку СССР Валентину Михайловну Леонтьеву знали телезрители всей страны.
А.М. Бабахан (Андреева) в спектакле «Роковое наследство»
В.М. Леонтьева в спектакле «Роковое наследство»
В.М. Леонтьева на ТВ
Премьера комедии местного автора Д. Девятова «В Лебяжьем» состоялась в канун 33-й годовщины Октября.

В августе 1951 года за большие достижения в области советского театрального искусства И.Н. Марину было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. А весной 1952 года стало известно о присуждении группе творческих работников театра имени Луначарского Государственных премий СССР за участие в спектакле «В Лебяжьем». Лауреатами стали: постановщик спектакля В.А. Галицкий и исполнители главных ролей: А.Ф. Бунин, М.И. Коварская, И.Н. Марин, В.И. Калиниченко.

Неустанные репертуарные поиски, плодотворная работа с молодыми драматургами, определенные достижения в постановке советских и классических пьес выдвигают Тамбовский театр в число лучших периферийных театров. Летом 1954 года театр имени Луначарского получил приглашение на гастроли в Москву. Отобрав для показа шесть спектаклей, коллектив выехал в столицу.

Выступления в помещении театра имени Ермоловой по-настоящему взволновали тамбовцев. Гастроли открылись 30 июля спектаклем «Печать доверия» Н. Архангельского. Столица тепло приняла творчество гостей. Особый интерес вызвал оригинальный репертуар театра. Уже в начале августа газета «Советская культура» отмечала, что из шести пьес, включённых Тамбовским театром в гастрольный репертуар, четыре не знакомы москвичам. Это очень давно не шедшая в столице «Пучина» А. Островского (в этом спектакле с блестящим мастерством выступил И.Н. Марин в роли чиновника Переяркова), комедия классика английской литературы Голдсмита «Добрячок» - никогда не шедшая на русской и советской сцене, а также две «местные» пьесы: «Печать доверия» Н. Архангельского и «Родник в степи» Д. Девятова.
Помимо названных были показаны сатирическая комедия В. Минко «Не называя фамилий» и драма И. Попова и А. Степанова «Порт-Артур» (отмеченный критиками как «один из лучших спектаклей гастрольного лета в Москве»).

В декабре 1954 года группе работников были присвоены почётные звания: народного артиста РСФСР – И.Н. Марину, заслуженного деятеля искусств РСФСР – В.А. Галицкому, заслуженных артистов РСФСР – М.И. Коварской, А.Г. Балаеву, А.З. Карантаеву.

Тамбовский театр приобрёл заслуженную репутацию коллектива творческого, ведущего постоянные репертуарные поиски.

Осенью 1957 года В.А. Галицкий уехал в Куйбышев, где принял художественное руководство драматическим театром имени Горького. В течение двух последующих сезонов (1957-1959 годов) творческую деятельность Тамбовского театра возглавлял главный режиссёр заслуженный деятель искусств Армянской ССР Борис Михайлович Филиппов.

В 1959 году к руководству театром пришёл заслуженный деятель искусств РСФСР Михаил Михайлович Ваховский. Его первая режиссёрская работа показала, что спектакль поставлен опытным мастером, который не стремится подражать даже признанным образцам, а идёт своим путём. Постановка «Оптимистической трагедии» отличалась и высокой сценической культурой.
«Ленинградский проспект». Журнал «ТЕАТР» 1962 г.
В канун очередного, XXII съезда партии состоялась премьера драмы И. Штока «Ленинградский проспект». На одном из представлений «Ленинградского проспекта» побывал автор пьесы с группой московских критиков. О работе И.Н. Марина он сказал, что именно такого Забродина и писал. Высокую оценку спектаклю дали критики Н.И. Громов и Л.А. Муравьева.

Судьба спектакля сложилась счастливо. Выдвинутый театром на Всероссийский смотр лучших спектаклей 1961 года, «Ленинградский проспект» был удостоен Диплома I степени. Для показа тамбовского спектакля в Москве была предоставлена сцена Кремлёвского театра. Пять вечеров выходили на эту самую почётную сцену страны персонажи «Ленинградского проспекта». Именно в эти дни Кремлёвский театр отметил знаменательную дату – 14 апреля на его сцене состоялся 1000-й спектакль. Вместе с его коллективом – режиссёрами, художниками, осветителями – своеобразный юбилей отметили артисты Тамбовского драматического театра. «Ленинградский проспект» в постановке луначарцев – один из лучших спектаклей, подготовленных к XXII съезду КПСС. В нём приняли участие народный артист РСФСР И. Марин, заслуженные артистки РСФСР М. Коварская, К. Абашина, М. Корнилова»…

В актив юбилейного года (175лет) можно по праву отнестивыступления на Кремлёвской сцене,насыщенный современной проблематикой репертуар, незабываемые встречи с трудящимися области, наконец, открытие Тамбовского филиала Школы-студии имени Немировича-Данченко при МХАТ. На праздновании юбилея среди многочисленных приветствий и поздравлений от различных организаций и коллег артистов были поздравления от художественного руководителя МХАТ СССР народного артиста СССР М.Н. Кедрова, Т.А. Еремеевой (Битрих), А. М. Андреевой (Бабахан).

В сезонах 1964 - 1966 годов в репертуаре театра были: «Последняя ночь» Е. Бондаревой, «Волки и овцы» А. Островского, «Последние» Горького, комедия А. Фредро «Дамы и гусары», постановкой которой театр включился в проходивший тогда фестиваль польской драматургии, «Мачеха» по О. Бальзаку... Для детей - «Снежная королева» и «Два клёна» Е. Шварца.
Спектакль «Последние» имел особое значение в жизни театральной молодёжи. Этот спектакль, на котором сдавали государственные экзамены выпускники Тамбовского филиала Школы-студии МХАТ, подводил итог их четырехлетней учёбы. Путь к этому итогу начался летом 1962 года. Руководство Школы-студии (вуза) имени В.И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре, осуществляя мечту великого Станиславского о создании актёрских школ при театрах, приняло решение, поддержанное Министерством культуры СССР – открыть несколько филиалов на периферии при областных театрах Вологды, Калинина, Оренбурга и Тамбова.

В период 1964 - 1966 годов театр летом выезжал на большие гастроли. Постоянная творческая дружба сложилась в те годы у театра с трудящимися Украины. Гастроли проходили во многих городах братской республики, в том числе и в её столице – Киеве. Летом 1964 года гастрольные выступления состоялись в ряде городов Подмосковья; Загорске, Коломне, Подольске, Электростали, Ногинске, Орехово-Зуеве. Не раз выезжал театр в Липецк, Воронеж, Брянск.

Трудно назвать летний период, в какой театр не выезжал бы на широкую встречу с сельскими тружениками своей области. Нередко показ спектакля завершался импровизированной зрительской конференцией. А для оказания методической помощи местным коллективам драматической самодеятельности проводились однодневные семинары по темам: «Подбор репертуара для клубной сцены», «Работа над пьесой и созданием спектакля», «Художественное оформление спектакля»…

В целях регулярного и более качественного показа спектаклей на выездных площадках театр в 1965 - 1966 годах открыл свои филиалы в крупных Домах и Дворцах культуры городов Котовска, Рассказова, рабочего поселка Сосновка. Создание филиалов повышало ответственность театра перед зрителем, поднимало культуру представлений. Спектакли показывались в полном оформлении, с участием ведущих актёров труппы. Позднее филиалы открылись в городе Уварове и рабочем посёлке Никифоровка.
Занятия Тамбовского филиала школы-студии МХАТ
В сезонах 1966-1968 годов творческое руководство театром осуществлял Борис Никифорович Докутович, ранее работавший в театрах Москвы.

В 1967 году открылся Тамбовский филиал Московского Государственного института культуры с отделением режиссуры и актёрского мастерства. Б.Н. Докутович стал первым руководителем режиссёрского курса, сценическую речь вели артисты Е. Мамонтова, Е. Серова и Н. Гайдышев, движение – А. Резник. Это обусловило тесное взаимодействие студенческой молодёжи и театра, тем более, что Борис Никифорович занял ребят в следующем своём спектакле «Расплата».
Сцена из спектакля «Расплата»
Самым значительным произведением сезона по масштабности и идейно-художественному уровню явился спектакль на основе инсценировки романа тамбовского писателя А.В. Стрыгина «Расплата», написанной самим автором. Премьерой этой драмы открылся сезон 1967 - 1968 годов.

В 1968 главным режиссёром театра становится Виктор Иванович Регурецкий. Его первая постановка – «Соловьиная ночь» В. Ежова. В эти годы Тамбовская сцена стала как бы стартовой площадкой для многих дипломников столичных режиссёрских ВУЗов. В.И. Регурецкий поощрял новаторские искания молодых. Репертуар складывался яркий, у каждого спектакля было своё лицо. К первым шагам советской республики в области внешней политики обращался спектакль «Дипломат» по пьесе С. Алёшина, поставленный в качестве дипломной работы выпускником ГИТИСа А.В. Ивановым.

Спектакль по пьесе А. Островского «Бедная невеста» (реж. В. Регурецкий) в 1973 году на Всероссийском смотре к 150-летию А.Н. Островского в Костроме был удостоен Диплома II степени, а актёры Д. Дульский и М. Правоторов – дипломов I степени за роли Беневоленского и Добротворского.
«Свидание в предместье». В. Боев, Н. Кочетова, Д. Дульский, В. Степанов
Бедная невеста». Н. Арапова, Н. Кочетова, М. Квасова, М. Правоторов
В марте 1975 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Ивану Никитовичу Марину почётного звания народного артиста СССР (прослужившего к тому времени в Тамбовском театре более тридцати пяти лет). На вечере, посвящённом 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой и общественной деятельности И.Н. Марина юбиляр выступил в спектакле «Коварство и любовь» в роли музыканта Миллера. Всемирную известность Иван Никитович получил, снявшись в главной роли ветеринара Гусакова в фильме «Жили-были старик со старухой», который был представлен на фестивале в Каннах.

Кадр из фильма «Жили–были старик со старухой». Иван Марин и Вера Кузнецова.


В 1979 году главным режиссёром стал заслуженный деятель искусств РСФСР Анатолий Васильевич Иванов.

Сезон открылся премьерой спектакля по пьесе А. Гельмана «Мы, нижеподписавшиеся…» в постановке Иванова. Роль главного героя, строителя Лёни Шиндина исполнял М.П. Березин.
В запоминающейся игре актёра сочеталась умная, деловая напористость с какой-то детской наивностью и непредсказуемостью поступков и решений. Спектакль долгое время сохранялся в репертуаре. В ряде представлений в роли Девятова выступал артист МХАТа народный артист СССР Е. Евстигнеев. Евгений Александрович принял наш спектакль и играл не только в Тамбове, но и ездил с театром на гастроли по Кавказу.

«Тринадцатого председателя» театр посвятил очередному съезду КПСС. В роли Сагадеева в ряде тамбовских спектаклей выступил актёр театра имени Вахтангова, народный артист РСФСР В.С. Лановой.

К 60-летию образования СССР был поставлен спектакль «Древо жизни» по пьесе молдавского драматурга Д. Матковски. На постановку была приглашена группа творческих работников из Кишинёва во главе с режиссёром заслуженным деятелем искусств Молдавской ССР В.Г. Апостолом, давшим интересное стилевое решение, в котором органично объединялись два начала: философски-отвлечённое и жизненно-реальное. Это решение подкреплялось выразительным художественным оформлением и музыкой (художник И. Пую, композитор И. Алдя-Теодорович).

Среди многих актёрских удач этого яркого и глубокого спектакля в первую очередь выделялись В.Л. Щербаков в роли комбайнёра Григоре и В.В. Яковенко в роли его жены Елены. Достижением артистов Г.В. Промтовой и М.П. Березина явились созданные ими образы молдавской колхозницы Наталуци и ее сына Дуки.

Спектаклем «Древо жизни» театр имени Луначарского принял участие в IV Всероссийском смотре драматургии и театрального искусства народов СССР, заключительный этап которого проходил в мае 1982 года в Ленинграде. Всего в этом представительном показе участвовало 13 драматических театров. Показанный на сцене академического театра имени Ленсовета, спектакль «Древо жизни» получил высокую оценку жюри. Почётными Дипломами смотра были отмечены участники постановочной группы, а также исполнители основных ролей: В.В. Яковенко, Г.В. Промтова, В.Л. Щербаков, М.П. Березин, всего спектакль получил 8 дипломов.
«Древо жизни». Е. Тюрганова, В. Голобородов, В. Яковенко, В. Щербаков, Г. Промтова, М. Березин, И. Погорелова
Значительным событием в жизни театра явилось его приглашение на гастроли в Ленинград, которые проходили весной 1983 года, в активный театральный сезон на сцене Дворца культуры имени Дзержинского. Репертуар включал спектакли: «Древо жизни», «Ретро», «Женитьба», «Романтики», «Все в саду» Э. Олби, а также ещё не шедший в Тамбове спектакль «Губернатор» по пьесе тамбовского писателя И. Елегечева. Детям города на Неве были показаны сказки «Белоснежка и семь гномов» и «Сокровище Бразилии».

Появление в репертуаре пьесы местного автора и на местном (пусть даже и далёком от нашего времени) материале стало отрадным возвратом к лучшим традициям Тамбовского театра. Драма «Губернатор» – о пребывании Державина в Тамбове в 80-х годах XVIII. Позже спектакль получил название «Что есть истина?..» В известных пределах можно говорить об отражении в пьесе характерных черт русской жизни в пору царствования Екатерины II. Ведущее место в пьесе и спектакле, поставленном А.В. Ивановым, занимал образ Державина. Актёр В.Л. Щербаков максимально использовал возможности, предоставляемые драматургическим материалом, и в целом создал удачный образ поэта-гражданина и государственного деятеля. Спектакль был показан в Центральном Доме работников искусства в Москве.
«Что есть истина?..»
В. Попова
«Что есть истина?..» В. Щербаков
«Ретро» Е. Мамонтова, Н. Рубцов
Большой удачей М.П. Березина было исполнение роли губернаторского кучера Архипа. Колоритные, исторически правдоподобные характеры создали Н.Н. Рубцов и М.И. Правоторов (столоначальник Хвощинский и статс-секретарь Храповицкий), В.Ф. Степанов (купец Бородин). Степанов привлёк внимание к Тамбовскому театру, снявшись в заглавной роли в фильме «Михайло Ломоносов», показанном в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля.

Тамбовский актёр Степанов сыграл ряд исторических персонажей в кино, среди них: о. Димитрий Павлов, Шаляпин, генерал Чумаков, Ермак, Пётр I, В. Черномырдин, Малюта Скуратов. Роль Екатерины II явилась глубокой и серьёзной работой актрисы В.С. Попова. Ей удалось показать сущность лицемерной, властолюбивой и деспотичной самодержицы, умело скрывающей свое подлинное лицо под маской просвещённой монархини.

С лета 1984 года творческое руководство театром имени Луначарского принял новый главный режиссёр – Леонид Александрович Шалов.
Сезон этот совпадал со знаменательным событием в жизни страны – 40-летием Победы над фашизмом и первой премьерой сезона стал спектакль «Рядовые».

Пьесу А. Штейна «Гостиница «Астория» выбрал Л.А. Шалов для своей первой постановки на тамбовской сцене. Выбор пьес Шалова отличался оригинальностью. Следом шли «Трудовой хлеб» А. Островского и первая постановка «Саркофага» В. Губарева.

Ведущий актёр М.П. Березин, не раз интересно проявлявший себя в режиссуре, поставил для детей «Русскую сказку» К. Мешкова. Спектакль вошёл в золотой фонд театра.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1986 года за заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с 200-летием со времени основания Тамбовский областной драматический театр имени А.В. Луначарского награждён орденом «Знак Почёта».
«Что есть истина?..» В. Степанов, А. Гаврилюк
Фильм «Михайло Ломоносов» 1968 г. В.Ф.Степанов
Летом 1987 года состоялись юбилейные отчётные гастроли Тамбовского драмтеатра в Москве. Ошеломляющее впечатление на москвичей и гостей столицы произвёл спектакль «Саркофаг», поставленный сразу же после Чернобыльской трагедии. Залы филиала Малого театра на Ордынке были переполнены, по просьбам зрителей давались дополнительные спектакли. Постановка вызвала интерес и за рубежом. Представители английского Королевского Шекспировского театра специально приезжали в Тамбов для просмотра спектакля и встречи с автором. Также «Саркофаг» был записан Берлинским телевидением для показа в Германии.
«Саркофаг». Встреча после спектакля В. Губарев, Л. Шалов, В. Пеньков, представители английского театра
Визитной карточкой Тамбовского театра стал доработанный в новой редакции спектакль «Что есть истина?..» («Губернатор»).

С уходом Л.А. Шалова в 1989 году для Тамбовского драмтеатра начался сложный период поиска «своего» режиссёра, первым из которых стал А.В. Лапиков. Интересный яркий режиссёр, поставивший двумя годами ранее неординарный спектакль «Две стрелы» А. Володина, привлекший в театр молодёжь, в качестве главного режиссёра поставил несколько оригинальных спектаклей: «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «О, Мануэль!» П. Кальдерона, «Анахореты» А. Пудина.

В 1991 году директором Тамбовского театра имени А.В. Луначарского стал Василий Иванович Комбаров.
«На театральной российской карте сценические достижения Тамбова несколько лет не отмечались. Ситуация, увы, типичная для начала 90-х: в театре нет ни режиссёров, ни художника, живет он по инерции, обнаруживая все признаки затянувшегося кризиса. Но видимо в какой-то миг, в Тамбовском театре, вспыхнула таинственная искра, которая стала импульсом творческого пробуждения. Парадокс: на этот раз роль птицы Феникс выпала… директору! Первые четыре года были трудными, директор занимался решительно всем: от пошива сапог до поиска пьес и постановщиков. Под его руководством был создан нестандартный репертуар... Детские спектакли стали предметом особой гордости, их смотрели все, вплоть до монтировщиков, а актёры играли самозабвенно, выкладываясь до предела. Всё это вместе создавало особый воздух, настроение праздника, азарта, успеха. Музыкальная сказка «Тут-тук, кто там…» М. Бартенева стала своеобразным символом обновления Тамбовского театра. Эта сказка продержалась в репертуаре более десяти лет». (Е. Покорская «Тамбов на карте генеральной», «Экран и сцена» 1995г.). Наиболее яркими постановками середины 90-х стали: «Игра любви и случая» П. Мариво, «Декамерон» Д. Бокаччо, «Я приду завтра» Г. Газданова, «Человек из Ламанчи» Д. Вассерман. Спектакль «Лев Гурыч Синичкин» стал бенефисным для заслуженного артиста РСФСР Д.И. Дульского.

2000 – ...

В октябре 2001 года главным режиссёром театра, а затем и художественным руководителем стал заслуженный артист России Никита Андреевич Ширяев. Первый спектакль, поставленный им в новой должности – «Театр или Шум за сценой» М. Фрейна, - феерический, ювелирный. Он вызвал бурную реакцию зрителей и неоднозначную критиков, но задачу свою выполнил, так как пробудил интерес зрителей к театру. Нагляднее всего намерения режиссёра проявились в «Женитьбе Белугина»
 А. Островского, сценическое действо было направлено на то, чтобы зритель сердечно тратился. Н.А. Ширяев умело выстраивал процесс движения к результату, его обоснование в традициях русского психологического ансамблевого театра. Его спектакли отличались неожиданными, яркими, театральными финалами. Чрезвычайно точный и сценически выстроенный финал присутствует и в спектакле «Лес» А. Островского. Эта постановка стала «гвоздём» его творческой карьеры на Тамбовской сцене.
«Многое происходящее на сцене неискушённому театральному зрителю казалось бессмысленной беготнёй… Но, к счастью, в Тамбове сохранились зрители, способные воспринимать усилия режиссёра, который способен своей работой «стирать пот с лица искусства» («Травм, не совместимых с жизнью, нет» Е. Писарев, «Тамбовское время» 2003 год).

«Семейный портрет с посторонним» С. Лобозёрова в постановке Н.А. Ширяева с блестящими актёрскими работами Ю. Томилина, С. Томилиной и Е. Фёдоровой вот уже более десяти лет с успехом идет на нашей сцене.

В 2004 году целиком поменялось руководство театра. Директором стал /
А.А. Нешко (человек театральный, в начале 80-х годов – зав. музыкальной частью). Под его руководством возобновились выезды театра в другие города. Первые гастроли в город Иваново дали толчок для последующей успешной гастрольно-выездной деятельности театра.
«Лес». В. Попова, Д. Беляев, С. Ильин, О. Сирото-Сергунина, В. Голобородов, О. Шмаров, М. Березин, Е. Федорова, К. Фурман
«Женитьба Белугина». Е. Карчевская, В. Федоров
В 2004 году на должность главного режиссёра был приглашён заслуженный деятель искусств РФ А.Я. Говорухо. Зрителям запомнились его спектакли «Дети Ванюшина» С. Найдёнова, с яркими образами, созданными В. Катушенко, С. Томилиной, Н. Антиповой, О. Моисеевой; «Красавец – мужчина» А. Островского.

«Мой бедный Марат» А. Арбузова в постановке В. Фёдорова был удостоен в 2005 году премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства и награждён дипломом I степени в номинации «За достижения в области театрального искусства». В 2005 году по инициативе В.В. Фёдорова и под его руководством была создана молодёжно-театральная студия «Дебют» из учеников театральных классов города и студентов ТГУ имени Г.Р. Державина. Спектакли студийцев «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсена, «Ангелы кайфа» М. Мамедова и «Гроза» А. Островского вошли в репертуар театра и стали «своими» для молодёжи.

В сентябре 2006 года произошло объединение Тамбовского государственного ордена «Знак Почёта» драматического театра и Тамбовского государственного театра кукол. Новое объединение – Тамбовское областное государственное учреждение культуры «Тамбовтеатр» возглавил Геннадий Васильевич Колесников.

Кирилл Маратович Панченко, приняв должность главного режиссёра Тамбовского драмтеатра в 2006 году, остался и руководителем Московского «Театра на Перовской». Благодаря этой ситуации родился совместный проект двух театров взаимозаменяемости актёров в спектаклях, поставленных на обеих сценах: «Не покидай меня» А. Дударева и «Фрёкен Жюли» А. Стриндберга. Весной 2007 года театральная Россия открыла для себя Тамбов фестивальный. С 16 по 19 мая 2007 года в Тамбове прошёл Первый межрегиональный фестиваль имени великого русского актёра Николая Хрисанфовича Рыбакова. Фестиваль стал традиционным и ежегодным. За десять лет существования в конкурсной программе фестиваля приняли участие тридцать пять театральных коллектива с шестьюдесятью тремя спектаклями.
Организаторами фестиваля являются: управление культуры и архивного дела области и Тамбовское областное государственное автономное учреждение культуры «Тамбовтеатр». Фестиваль, учреждённый администрацией Тамбовской области, был организован при поддержке Государственного академического Малого театра России и Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (ВТО)».

Фестиваль имени Н.Х. Рыбакова необычен для театральной России. Его уникальность в том, что это актёрский фестиваль и члены жюри в первую очередь оценивают игру актёра, его самобытность. Официальными наградами фестиваля являются две премии «Актёр России» и «Актриса России», премия «За честь и достоинство» имени народной артистки РСФСР Т.А. Еремеевой (Битрих) и две премии «Признание».

Тамбовский драматический театр в фестивалях был представлен спектаклями: «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. Достоевского, в постановке К.М. Панченко (2008 г.), «Марья» А. Кудрявцева, в постановке М.Д. Тулпарова (2010 г.), «Скупой» Ж.–Б. Мольера, в постановке С. Ковальчика (2012 г.), «Порог» А. Дударева, в постановке В. Портнова (2014 г.), «Чайка» А. Чехова и «Волки и овцы» А. Островского, в постановке А. Каца (2015 и 2016 гг.), «Визит дамы» Ф. Дюрренматта (2021 г.), «Старый дом» А. Казанцева (2022 г.).

Лауреатами фестиваля в номинации «Признание» стали народный артист РФ Юрий Томилин и заслуженная артистка РФ Ирина Горбацкая, лауреатами премии «Актриса России» – Ирина Горбацкая и Валентина Попова, премии «Актёр России» удостоен Алексей Дульский.

В 2011 году вступил в должность главного режиссёра Николай Глебович Елесин. Его первой постановкой в этом качестве стал феерический спектакль «Развод по-женски» К.Б. Люс, завоевавший сердца тамбовчан. Он сумел сделать практически невозможное – объединить эстетику высокого вкуса и кассовость. В Дни культуры Тамбовской области в Санкт–Петербурге представлял театр спектакль реж. А. Лапикова «Женитьба».
«Чайка». Сцена из спектакля.
В 2012 году ТОГАУК «Тамбовтеатр» возглавил Пётр Иванович Куликов.

В этот период театр тесно сотрудничает с народным артистом Латвийской ССР, заслуженным деятелем искусств России Аркадием Кацем. Как отметил П. Куликов: «Провинциальные театры живут в быстром ритме, репертуар должен постоянно обновляться, чтобы не пропадал зрительский интерес. Иногда в такой спешке уходит творчество, но, благодаря встрече с Аркадием Фридриховичем, в наших актёрах возродилось благородное отношение к своей профессии». А.Ф. Кац поставил в Тамбове четыре спектакля: «Чайка» и «Три сестры» А. Чехова, «Волки и овцы» А. Островского, «Пигмалион» Б. Шоу.

19 февраля 2019 года открылась Камерная сцена Тамбовского театра премьерой спектакля «Васса Железнова» по пьесе М. Горького «Васса Железнова (Мать)». Камерная сцена – неотъемлемая часть современного театрального процесса, это площадка для поиска новых форм, новых способов общения со зрителем. Режиссер–постановщик спектакля Сергей Виноградов обратился к первому варианту пьесы, написанному в 1910 году. В заглавной роли И. Горбацкая.

За последние годы наш театр активно участвовал в различных всероссийских театральных фестивалях: Всероссийский театральный фестиваль «Актёры России – Михаилу Щепкину» (г. Белгород), Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии» (г. Херсон), Международный фестиваль театрального искусства «Славянские театральные встречи» (г. Брянск), Международный фестиваль русских драматических театров республик Северного Кавказа и государств Черноморского и Каспийского регионов (г. Махачкала), Международный театральный фестиваль «На родине Чехова» (г. Таганрог), Международный театральный фестиваль «Липецкие театральные встречи», Международный Волковский фестиваль (г. Ярославль), Международный фестиваль Мартина МакДонаха (г. Пермь).
Сегодня Тамбовский драматический театр находится в непрерывном творческом поиске, вступая в новый период развития, возрождает свои лучшие традиции. Без малого тридцать лет назад творческой группой из Кишинёва (Молдавия): режиссёр Вениамин Апостол, художник Ион Пую, композитор Ион Алдя-Теодорович, на тамбовской сцене был поставлен спектакль «Древо жизни» по пьесе Думитру Матковски. Теперь это начинание выросло в международный проект «Единое театральное пространство», в рамках которого в марте 2012 годы творческой группой из Минска (Республика Беларусь): режиссёр Сергей Ковальчик, художник Алла Сорокина, режиссёр по пластике Геннадий Фомин, композитор Тимур Калиновский – был поставлен спектакль «Скупой» Ж.-Б. Мольера, центральную роль Гарпагона сыграл народный артист Республики Беларусь Николай Кириченко и передал эстафету народному артисту России Юрию Томилину и Олегу Шмарову. Тот же режиссёр поставил и «Как важно быть серьёзным» О. Уайльда с изящными работами В. Поповой, А. Тимошиной, С. Томилиной и прощальной ролью В. Катушенко.

В течение трёх лет руководство учреждением было возложено на А.А. Нешко. Благодаря общим усилиям коллектив преодолел неблагоприятный период, связанный с угрозой распространения коронавирусной инфекции и пополнил репертуар новыми постановками: «Визит дамы», «Формула любви» и «В сиреневом саду» реж. А. Боровиков, «За двумя зайцами» и «Без вины виноватые» реж. В. Варецкий, «Зверь» и «Девять ночей» реж. В. Маслий, «Старый дом» и «Новая квартира» реж. Б. Гуревич.

С февраля 2023 г. ТОГАУК «Тамбовтеатр» возглавляет Валерий Анатольевич Беляев. Пожелаем успеха ему и коллективу театра!
Авторы-составители:
руководитель литературно-драматургической части ТОГАУК «Тамбовтеатр» Н.И. Свешникова,
заведующий Музеем истории Тамбовского театра Э.П. Степанова.
Использованные источники:
1. «Театр и вся жизнь» А.Н. Смирнов, г.Тамбов, 2005г. ООО «Юлис-принт»
2. «Путь исканий. Тамбовский театр с Державинских времен…» П.И. Карманов, г. Тамбов, 2011г. «Пролетарский светоч»
3. Стенограмма выступления московских театральных критиков Мягковой Ирины и Ольги Галаховой. (2003г.) (Фонд музея истории Тамбовского театра)
4. «Тамбов на карте генеральной» Е. Покорская, газета «Экран и сцена» №20 (280), 25 мая – 1 июня, 1995 г.
5. Юбилейный альбом «220 лет. Тамбовский государственный ордена «Знак Почета» драматический театр» г. Тамбов, 2006г. ООО «Юлис-принт»
6. Фотоматериалы из фондов музея истории Тамбовского театра.